В администрации Амурской области появились первые "жертвы" прокурорской проверки - глава департамента здравоохранения Нина Лесик арестована, а чиновник из департамента образования Юрий Михальченко уволен. Однако главные действующие лица во всей этой истории - отнюдь не они, а глава администрации и прокурор Амурской области. Противостояние между ними вызывает много вопросов, ответы на которые выставят кого-то из них в не лучшем свете…

Есть у меня один приятель, гинеколог, добрый и спокойный интеллигент в очках, который в свободное от работы время занимается на балконе цветоводством. Его любимая поговорка напрямую связана с профессией: «Нельзя быть наполовину беременной». Несмотря на внешнюю мягкость и беззащитность, приятель мой – человек кристально честный и бескомпромиссный. Не припомню, чтобы хоть раз в жизни он оказался в двусмысленном положении.

При чем здесь честность и гинекология? Да при том, уважаемые читатели, что прокурорская суета вокруг центра амурской бюрократии поставила в сомнительное положение не только губернатора и его подчиненных, но и областной совет, и даже гаранта нашей бесценной Конституции – В.В. Путина.

Все они, конечно, прежде всего, люди, а уже потом – чиновники. В человеческой жизни черное и белое крайне редко встречаются в чистом виде, все больше полутона, но бывают исключительные ситуации, когда на заданный вопрос приходится отвечать либо «да», либо «нет». И сейчас Амурская область находится именно в такой ситуации.

Однако давайте по порядку. Товарищам из администрации области предъявили целый ворох претензий и возбудили пару уголовных дел, а именно «футбольное» и в отношении начальника областного департамента здравоохранения Н.В. Лесик. При всем уважении к спорту и сочувствии даме, попавшей за решетку, дело все же не в них. Прокуратура сделала грандиозную антирекламу главному ньюсмейкеру области – ее губернатору Л.В. Короткову.

В некоторых вполне респектабельных российских СМИ было сказано: «Губернатор слетал в Канаду за счет средств ООО "Березитовый рудник", хотя федеральное законодательство запрещает госслужащим выезжать в служебные поездки на деньги юридических и физических лиц». Журналисты не сами придумали эту новость, а лишь повторили ее вслед за прокуратурой: «Губернатором области в нарушение законодательства осуществлена поездка в служебную командировку в Канаду за счет средств ООО "Березитовый рудник", оплатившего расходы по проезду губернатора области по маршруту Москва-Канада-Москва».

Кто-то ошибся, и этот загадочный субъект – явно не пресса. Остаются два кандидата: губернатор и прокуратура. Один из них поступил неправильно.

Давайте предположим, что товарищи в форме сказали про Канаду сгоряча и дали маху. Тогда они должны покаяться и дать опровержение в СМИ, где была опубликована вышеуказанная информация.

Более того, Л.В. Коротков имеет полное право подать их коллегам заявление о возбуждении в отношении областной прокуратуры уголовного дела по 129 ст. УК РФ п. 2. Потому что если он прав, то ее действия могут быть квалифицированы как клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, содержащихся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Если же прокуратура и СМИ не будут пойманы на клевете, то объясниться придется главному должностному лицу области. Почему он нарушил федеральный закон? По недосмотру или, возможно, по принуждению?

Конечно, процесс поиска ответа на простой вопрос «кто прав, а кто виноват?» может затянуться. Вполне возможно, что надолго. Но пока он не будет найден, в двусмысленном положении вместе с губернатором обречены находиться президент России и Амурский областной совет народных депутатов. Ведь если предположить, что глава области действительно ошибся, то тень падает и на них.

Тогда получается, что В.В. Путин порекомендовал амурским законодателям назначить губернатором человека, нарушающего закон, а те безропотно подчинились. Что же это за президент, который не следит за своим кадровым составом? Что же это за депутаты, если они столь бездумно формируют исполнительный орган власти, который руководит их избирателями?

Впрочем, депутатам, как говорится, куда ни кинь – везде клин. Они же в ноябре прошлого года единогласно утвердили в должности прокурора области Владимира Чистова. А если именно он ошибся, голословно «наехав» на губернатора? Ну напишет его пресс-служба опровержение, ну выступит он по ТВ на тему профессиональных промахов некоторых своих подчиненных, которые от избытка рвения оговаривают невинных граждан. А те, кто назначил такого прокурора, вроде как ни при чем?

В той ситуации, которая сложилась в Амурской области, кто-то обязательно окажется «беременным». Причем, не наполовину, а по полной программе. Мой приятель-гинеколог редко ошибается в таких вопросах.

 

Петр Штайнберг,

«Амур.Инфо».