Один приятель звонит другому и говорит:

- Ты у меня вчера в гостях был, и у меня серебряные ложки пропали.

- Я не брал… Как ты мог подумать!

- Да ложки-то потом нашлись… Но осадок остался.

 

На прошлой неделе чиновники администрации Амурской области прославили ее на всю страну. Конечно, коррупционный скандал – незавидная пиар-акция, но, как говорится, чем богаты, тем и рады. Со стороны события в Благовещенске напоминают тщательно спланированную спецоперацию, и нет никаких сомнений в том, что она готовилась заранее – задолго до десантирования бригады следователей генпрокуратуры. Естественно, у наблюдателей возникает масса вопросов, главные из которых: кому это выгодно? И что будет потом?

 

Главный по зачисткам

 

Вообще-то, есть еще один интересный вопрос: почему происходящее вызывает у нас удивление? В российском общественном сознании существуют прочные стереотипы, которые исчерпывающе описывают такие ситуации. С одной стороны, все чиновники воруют. С другой стороны, был бы человек, а статья найдется. Такова циничная логика народного нигилизма. И все же, жители Приамурья изрядно шокированы.

В этой реакции нет ничего странного. Дело в том, что ни один губернатор нашей области не попадал под столь жесткий прессинг правоохранительных органов. Мы привыкли к тому, что подобные скандалы происходят где-то далеко. Несмотря на аутотренинг, которым пытаются успокоить себя руководители администрации, нужно признать, что такое внимание Генпрокуратуры – факт беспрецедентный. Даже матерые «красные» губернаторы не зарубались с Кремлем до такой степени, как Леонид Коротков.

Конечно, первым тревожным звонком было назначение в ноябре прошлого года прокурором Амурской области Владимира Чистова. Напомню, что в 2004 – 2005 гг. именно он, будучи прокурором Корякского автономного округа, довел до победного конца кампанию по отстранению от должности губернатора Владимира Логинова. А когда вице-губернатор Корякии Михаил Соколовский был осужден на полтора года лишения свободы, г-н Чистов требовал для него более сурового наказания.

Еще раньше, в 2003 году, Владимир Чистов работал заместителем прокурора Камчатской области. Мэр Петропавловска-Камчатского Юрий Голенищев был осужден на условный срок по 285 статье УК (злоупотребление должностными полномочиями), а его заместитель – по 286 статье (превышение должностных полномочий).

Несложно понять, что карьерный рост нового амурского прокурора сопровождался громкими и успешными делами по разоблачению коррумпированных чиновников. В каком-то смысле такие административные зачистки можно назвать специализацией г-на Чистова.

 

Криминальная хроника

 

28 марта, в среду на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации появилось сообщение о том, что в ходе проверки органами прокуратуры вскрыты грубые нарушения при расходовании средств резервного фонда администрацией Амурской области. Из этого пресс-релиза следовало, что в 2005 – 2006 гг. деньги, предназначенные на ликвидацию последствий возможных чрезвычайных ситуаций, уходили не по целевому назначению. Речь шла пока лишь о возможности возбуждения уголовных дел.

В тот же день новость подхватили ведущие информационные агентства России, и она появилась на страницах интернет-газет. Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что на нее мало кто обратил внимание – нецелевое расходование государственных финансов в современных российских реалиях выглядит весьма банальным делом.

29 марта, в четверг заявления амурской прокуратуры посыпались, как из рога изобилия. Оказалось, что суточные у работников администрации области завышены. Особо подчеркивалось – чиновники получали большие командировочные, а в это время бюджет области страдал от дефицита. Прокуратура выявила нарушения закона о государственной службе и возбудила уголовное дело по факту незаконного финансирования футбольного клуба «Амур» (2004 г.). Кроме того, она напомнила об уголовном деле по факту незаконной закупки пассажирских автобусов Департаментом социальной защиты населения (2005 г.). Иными словами, всплыли «дела давно минувших дней».

Губернатор Леонид Коротков в это время еще находился в Москве. Удар пришлось держать его первому заместителю г-же Калите – она отвергла обвинения в нецелевом расходовании средств из резервного фонда. Однако в тот же день подписала распоряжение, которым выделение этих средств было приостановлено. Дразнить прокуратуру, действительно, ни к чему.

Тему «Амурского скандала» сразу же подхватили центральные СМИ: «Российская газета», «Коммерсантъ», электронная Газета.ру. Обличительной речью под названием «То ли госчиновники, то ли дельцы» разразилось радио «Маяк». Интересно, что именно в этом репортаже впервые прозвучало, что «губернатор слетал в Канаду за счет средств ООО “Березитовый рудник”». На тот момент в Амурской области это обвинение еще не было опубликовано - значит, центральную радиостанцию, скорее всего, проинформировали в генпрокуратуре. Первым «Маяк» огласил и список фамилий чиновников областной администрации, владеющих акциями различных коммерческих организаций.

Вечером об уголовном деле по поводу ФК «Амур» стране поведал телеканал НТВ.

30 марта, в пятницу областная прокуратура обвинила г-на Короткова в поездке в Канаду за счет частной компании, а также заявила, что «налицо «сращивание» частного капитала с органами государственной власти области». Снова прозвучали девять фамилий работников администрации, подозреваемых в нарушении закона о госслужбе.

Прилетев в Благовещенск, губернатор довольно спокойно прокомментировал «наезд» прокуратуры. Однако важно отметить, что он в своем заявлении сказал лишь о «протестах и представлениях прокурора области». Вопрос о возбужденных уголовных делах он тактично обошел, хотя, наверное, обсуждал его с заместителем Генпрокурора России Юрием Гулягиным, который вместе с ним прибыл в Приамурье из Москвы.

 

«Слив» в интересах следствия

 

Во всем этом ажиотаже с участием центральных СМИ нужно учитывать одно важное обстоятельство. Прокуратура – как генеральная, так и областная – далеко не самое болтливое учреждение. Ее пресс-служба не рассказывает каждому встречному и поперечному журналисту о тех или иных уголовных делах. Чаще всего она рассказывает только то, что считает нужным предать огласке.

Проще говоря, прокуратура совершенно сознательно «слила» в прессу информацию о нарушениях в областной администрации. Было бы наивно думать, что таким образом она хотела удовлетворить наше с вами любопытство или подбросить газетам лишнюю «жареную» тему. Серия материалов, вышедших 29 – 30 марта, - часть следственной работы, и ее смысл заключается в психологическом воздействии на фигурантов возможных уголовных дел. Предварительно ославив их на всю Россию и хорошенько напугав, с ними сподручнее вести задушевные беседы.

О чем говорит такой криминалистический маневр? Прежде всего о том, что прокурорская проверка и ее результат – ни в коем случае не экспромт. Скорее всего, кампания по разоблачению амурских чиновников готовилась и разрабатывалась заранее. Сначала Владимир Чистов провел рекогносцировку и занял плацдарм. И только на финальной стадии в Благовещенск был заброшен десант из генпрокуратуры.

Дискуссия о том, кто мог инициировать эту кампанию, по существу, не имеет смысла. Для любого эксперта в региональной политике логичный вопрос «Были ли у жертвы враги?» принимает обратную форму: «А были ли у него друзья?» Едва ли нужно описывать череду конфликтов, которая определяла политическую жизнь Амурской области в последние годы. Достаточно их перечислить. Прежняя администрация Благовещенска против администрации области, губернатор против депутата Госдумы, областной Совет против своего же сенатора, амурская «Единая Россия» против центральной парторганизации.

Проще всего, конечно, сказать, что в столице накопилась критическая масса недовольства, которую вызывала у питерских рулевых строптивая Амурская область. Примерно такую версию с военной прямотой высказал бывший главный федеральный инспектор, а ныне опальный единоросс Валерий Вощевоз. Дескать, губернатор обидел г-на Шипунова, а тот ему отомстил. Но если хорошо поискать, то у нынешнего состава амурской администрации найдется очень много недоброжелателей – «от Москвы до самых до окраин» Дальневосточного федерального округа.

Так или иначе, Кремль решился устроить губернатору и его команде показательную публичную порку. Судя по валу обвинений в разнообразных грехах, преступление в этом деле не имеет большого значения – важно продемонстрировать наказание.

Конечно, сейчас есть различные варианты развития событий: уголовные дела могут обрести конкретных фигурантов или остаться возбужденными «по факту», губернатор может уйти или сохранить пост. Существуют даже совершенно фантастические возможности – например, прокуратура извинится перед амурскими чиновниками, а «Маяк» и НТВ расскажут об успехах нашего сельского хозяйства. Но главной цели «наезд» в любом случае добился – амурская политическая элита дискредитирована. Теперь для того, чтобы восстановить статус-кво и лоббировать интересы области в правительстве, администрации придется проделать огромную работу.

 

Илья Ронин,

«Амур.инфо», 02.04.07.