[28 сентября в Железнодорожном районном суде Хабаровска началось новое рассмотрение громкого уголовного дела в отношении бывшего начальника Дальневосточной железной дороги, профессора ДВГУПС Анатолия Иванова. Новый судебный процесс, в отличие от предыдущего, идет в открытом режиме.

 

В судебном заседании, под председательством судьи Светланы Назаровой, были допрошены потерпевшие - родители погибшего Андрея Немцова. Допрос длился около трех часов. Вопросы задавали все участники процесса, включая и подсудимого Иванова.

 

Анатолий Иванов явился один и без охраны. На процессе он вел себя вполне бодро и уверенно. Следующее судебное заседание назначено на 5 октября].

 

А. Иванов. ДВТРК
А. Иванов. ДВТРК

На этой неделе в Железнодорожном районном суде Хабаровска начнется новый процесс по громкому уголовному делу 75-летнего экс-начальника ДВЖД Анатолия Иванова, который в последние годы преподавал в Железнодорожном университете (ДВГУПС). Он обвиняется в нанесение травм студенту Андрею Немцову, от которых тот скончался. Это дело обрело шумную известность еще и потому, что Верховный суд отменил уже вступивший в законную силу приговор. Иванова освободили из колонии. Теперь суд начнет заново рассматривать его уголовное дело.

 

Трижды обвиненный

 

Напомним, трагические события, которые легли в основу дела № 665702 произошли 7 декабря 2007 г., в здание ДВГУПС (Иванов там преподавал, был профессором кафедры). Предварительное следствие продолжалось год. После чего дело передали в Железнодорожный райсуд. Там процесс шел в закрытом режиме полтора года. Как установило судебное следствие, профессор нанес парню смертельные повреждения средь бела дня, прямо в центральном холле университета и при свидетелях-студентах. В июле 2010 г. суд первой инстанции приговорил Иванова к 9-ти годам колонии строго режима - за «умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего» (ч.4 ст.111 УК).

 

Подсудимый обжаловал приговор. После кассации в ноябре 2010 г. коллегия краевого суда вынесла определение о сокращении наказания до шести лет, учитывая награды и прошлые заслуги. В марте 2011 г. Иванов подал жалобу в надзорную инстанцию. Президиум краевого суда ее рассматривал три часа, оставив без изменения приговоры судов первой и кассационной инстанций.

 

А в июле с.г. родители погибшего студента вдруг узнали, что Верховный суд, куда подали жалобы осужденный Иванов и его адвокат Воронкин, возбудил надзорное производство. И вот 2 августа Верховный суд вынес судьбоносное определение: «Приговор ...в отношении Иванова Анатолия Петровича отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд иным составом суда. Меру пресечения в отношении Иванова А.П. - заключение под стражу - изменить на подписку о невыезде и надлежащем поведении, из-под стражи его освободить».

 

Буквально через пару дней Анатолий Иванов вышел на свободу.

 

Такое случается крайне редко. Видимо, на неожиданный поворот событий повлияло то, что к защите бывшего главного железнодорожника Дальнего Востока подключился депутат Госдумы Борис Резник. Он об этом сам заявил в интервью газете «ТОЗ». При этом депутат даже не пытался умалить свое личное влияние на Верховный суд и Генпрокуратуру ни перед родителями Андрея Немцова, которые 28 июля с.г. были у него на приеме, ни перед той широкой публикой, которая прочитала его интервью в «ТОЗе».

 

Верховная мотивировка

 

Судья Светлана Назарова, которой теперь предстоит вновь рассматривать это дело, назначила начало разбирательства на 28 сентября.

 

Между тем, мы случайно обнаружили, что мотивированное определение Верховного суда, с которым не были знакомы даже мама и отец Андрея Немцова, опубликовано в полном объеме (и даже с указанием настоящих фамилий некогда засекреченных свидетелей-студентов) 9 сентября на сайте «ТОЗа». Начинается оно так:

 

«Заслушав доклад судьи Глазуновой Л.И., выступление осуждённого Иванова А.П. (он участвовал в заседании с помощью видеосвязи) и адвоката Воронкина К.И., поддержавших доводы надзорных жалоб и просивших об отмене приговора по изложенным в них основаниям...»

 

Какие же основания нашел Верховный суд для отмены приговора, кроме, конечно, того факта, что Анатолий Иванов категорически отрицал свою причастность к причинению какого-либо вреда здоровью студенту Андрею Немцову? Если мы правильно поняли, одно из самых весомых оснований для отмены приговора – отсутствие мотива или мотивации:

 

«...Из приговора не ясно, что заставило психически здорового (в материалах дела отсутствуют данные о наличии у него психического заболевания) 71-летнего профессора, вышедшего из аудитории, в которой он принимал зачёт, в течение двух минут дойти до такого состояния, чтобы с силой толкнуть 21-летнего студента, направлявшегося в туалет, с которым у него не было никаких отношений, а затем с силой наносить ему удары в область головы, не обращая внимания на присутствие в холле других студентов...»

 

Размышления о мотиве

 

Откроем юридический словарь: мотив - непосредственная внутренняя побудительная причина преступного деяния (например, корысть, ревность, месть). Чаще всего мотивы безразличны законодателю. Лишь в некоторых видах преступлений мотив признается признаком состава преступления. Например, совершение убийства из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести.

 

Верховной суд, похоже, обратил особое внимание именно на отсутствие мотива.

 

В частности, в определение отмечено, что Иванов А.П. «преподавал Немцову А.В. два курса 2003- 2004 г.г. и 2004 -2005 учебные года, с 2005 года с ним не встречался, неприязненных отношений между ними не было, у него отсутствовали причины для причинения вреда его здоровью». Подчеркивается: «Как следует из показаний родителей Немцова А.В., он гордился тем, что ему преподаёт Иванов А.П. и всегда с большим уважением отзывался о нём». Наконец, отмечается, что «Иванов А.П. характеризуется как выдержанный, интеллигентный, высокообразованный, пользующийся уважением коллег и студентов человек».

 

Это, как говорится, «за здравие». Но есть в материалах дела и «за упокой».

 

Свидетельница Л. характеризует Иванова, как жесткого и агрессивного человека: «С данным преподавателем очень тяжело работать. Он очень тяжелый человек. …Студенты его реально боятся, боятся что-либо спросить, потому что Иванов относится к этому крайне агрессивно, может накричать, оскорбить студента Были случаи, что он доводил меня до слез...»

 

А вот что засвидетельствовала студентка-заочница Г., у которой в тот роковой день 7 декабря 2007 года Иванов принимал зачет: «Он начал кричать на меня, нервничать, говоря, «почему мы такие глупые, не понимаем элементарного». Я просила не кричать на меня, однако он продолжал кричать. При этом он не говорил, в чем я ошиблась. … После этого зачета я узнала от своих одногруппников, что Иванов после меня психанул и всех завалил...»

 

Действительно, как отметила в приговоре суда первой инстанции судья Шаталина, со слов самого подсудимого Иванова, «в тот день ему сдавали зачет 16 студентов, 7 из них сдали, а 9 -не сдали».

 

Свидетельница Г. дала такую оценку Иванову: «Человек с тяжелым характером - очень импульсивный, конфликтный, быстро может переходить на крик. Он никогда не улыбается, всегда серьезный, грозный. С ним всегда надо подбирать слова!».

 

Может быть, всегда аккуратный, подтянутый и спортивный Андрей Немцов потому и погиб, что не захотел подбирать слова, когда столкнулся в университетском коридоре с профессором Ивановым, который после общения с «бестолковыми» заочниками едва сдырживал свою ярость?

 

Кстати, если на новом процессе намерены серьезно разобраться с мотивацией, то, полагаем, суд обязательно обратит внимание, что в ту роковую пятницу 7 декабря в кабинете ректора, насколько нам известно, был фуршет. По случаю предстоящего назначения на должность ректора ДВГУПС г-на Дынькина. Рассказывали, что накануне, в четверг, он как раз вернулся из Москвы, где одобрили его выдвижение на эту должность.

 

Трагический инцидент, оборвавший жизнь совсем еще молодого человека, напомним, случился буквально в 3-4 шагах от кабинета, где был фуршет. Допустим, Иванов мог туда заглянуть на минутку и опрокинул рюмку-другую... В таком случае, согласитесь, для очень вспыльчивого и раздражимого человека этого нередко вполне достаточно, чтобы отказали на какое-то мгновение внутренние тормоза. И тогда такой человек может выплеснуть всю мощь своей агрессии на первого встречного. Без всякого мотива и повода. Просто потому, что подвернулся под горячую руку.

 

К слову, Анатолий Петрович - отнюдь не немощный старик. Как отмечено в приговоре судьи Шаталиной, вплоть до своего ареста профессор дважды в неделю по четыре часа активно занимался большим теннисом. Да и выглядит он значительно моложе своих лет.

 

Впрочем, что касается нашей версии, а также других «оснований», по которым Верховный суд отменил приговор, - будем следить за новым судебным процессом. Если, конечно, он будет открытым.

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», № 39, 28.09.11

http://habex.ru/obshchestvo/novyi-protsess-po-delu-gibeli-studenta-iz-zhelezki

 

см. также Крутой поворот в деле экс-начальника ДВЖД Анатолия Иванова

.