Как вчера стало известно, 80 солдат-срочников переведены с острова Кунашир на остров Итуруп (Южные Курилы). По словам замкомандующего ДВО по воспитательной части Сергея Полетучего, «с Кунашира были вывезены все военнослужащие срочной службы, склонные к совершению правонарушений». Часть из них участвовала в бунте против командиров, произошедшем в конце декабря прошлого года, когда пострадали четыре офицера. По этому факту прокуратура ДВО возбудила и расследует уголовное дело, в материалах которого из семи подозреваемых в беспорядках на сегодняшний день осталось двое.

В минувшие субботу и воскресенье с Кунашира на Итуруп вертолетами были доставлены 80 солдат-срочников из в/ч 71435, где в конце декабря прошлого года произошли массовые беспорядки. За две недели до Нового года местный житель — выходец с Северного Кавказа Роман Чакораев принес в расположение воинской части ящик водки, желая сделать подарок своим землякам к празднику. Дежурный по части господина Чакораева не пропустил, а когда он попытался прорваться силой, выстрелил в него из пистолета, ранив в плечо. Солдаты-срочники, которым предназначалось спиртное (большая часть из них — призывники с Северного Кавказа), отказались подчиняться приказам командиров и закрылись в одном из помещений казармы. По некоторым данным, кто-то из военнослужащих предложил товарищам захватить оружейную комнату, но пробиться к ней солдатам помешали офицеры и прапорщики. Через некоторое время офицеры усмирили бунтовщиков, среди которых были и русские.

Как сообщила вчера „Ъ“ помощник прокурора ДВО Светлана Устинова, прокуратура не рассматривает инцидент как массовую драку. «Было нападение на офицеров. Пострадали четыре офицера. Мы расследуем уголовное дело, возбужденное 25 декабря по ст.334 УК („Насильственные действия в отношении начальника“). В деле пять составов преступлений — четыре по ч.1 и один по ч.2 этой статьи, по которой идет зачинщик. Изначально было семеро подозреваемых, но осталось два солдата-срочника»,— пояснила она, не называя имен в интересах следствия. Максимальное наказание «зачинщику» по данной статье — восемь лет заключения.

Сразу после декабрьского инцидента глава Южно-Курильского городского округа Игорь Коваль отправил министру обороны РФ Сергею Иванову письмо, в котором попросил навести порядок среди военных, размещенных на островах. В письме господин Коваль указал, что в последнее время в Южно-Курильском районе резко участились случаи правонарушений, совершенных военнослужащими части, дислоцированной на Кунашире. Так, в течение 2006 года военнослужащими было совершено около 30 преступлений, непосредственно затронувших интересы местных жителей и вызвавших тревогу у южнокурильчан. Среди них — попытка ограбления солдатами зала игровых автоматов, потасовки между военнослужащими и жителями сел Дубовое и Головнино и массовое неповиновение солдат — выходцев с Северного Кавказа. Однажды в октябре в Южно-Курильске милиционеры попытались задержать нескольких «самовольщиков», но те оказали сопротивление и даже попытались отобрать у милиционеров оружие.

19 января в Южно-Курильск прибыла комиссия Минобороны. Известно, что в нее входит замкомандующего ДВО по воспитательной части полковник Сергей Полетучий. Представители комиссии на встрече с руководством муниципального образования заявили, что военнослужащих-нарушителей переведут с острова Кунашир на Итуруп. Как заявляют в ДВО, подход к комплектованию личного состава части на Кунашире уже пересмотрен. По словам Сергея Полетучего, «на Кунашир переводятся лучшие офицеры, из нового призыва будут направляться лучшие солдаты, значительно снизится процент выходцев с Северного Кавказа».

«Я вполне допускаю, что подобный инцидент (бунт солдат.— „Ъ“) мог произойти на Кунашире,— сказала „Ъ“ председатель Комитета солдатских матерей Дагестана Хури Пирсаидова.— Проверить эту информацию мы не можем, поскольку с Курильскими островами у нас нет никакой связи. На острова действительно посылают в основном дагестанцев, условия службы там такие, что ни один москвич, ни один призывник из центральных российских регионов туда не поедет. Уже в первые месяцы, когда призывники из Дагестана находятся в учебке, за ними наблюдают, кто с кем дружит, у кого с кем какие отношения, и больше двух человек в одну часть не посылают, а на Курилы — пожалуйста, там, кроме них, никого и нет. Поэтому Дальневосточный округ и называют „дагестанским“».

 

Геннадий Березюк, Южно-Курильск;

Юлия Рыбина, Махачкала;

Ольга Шульга, Эрнест Филипповский

«Коммерсант» - Хабаровск, № 15, 02.02.07.