Спустя пять лет после саммита АТЭС Владивосток вновь готовится к серьезным градостроительным переменам. На это указывает активность (пока бумажно-риторическая) сразу нескольких организаций: японская Nikken Sekkei готовит Владивостоку «мастер-план», московское КБ «Стрелка» - проект застройки полуострова Саперного на Русском, а ИТП «Град» из Омска - поправки в генплан Владивостока.
 
Именно с предстоящей корректировкой генплана связаны надежды ученых на спасение Академгородка, которому грозит серьезная опасность.
 
Во-первых, землю в этом ближнем пригороде Владивостока распробовали строительные компании. «Точечная застройка» угрожает развитию науки: институтам станет некуда развиваться, работа с радиоактивными материалами, ядами, вирусами, кислотами окажется под вопросом.
 
Уже сейчас возникли проблемы с открытием лаборатории вирусологии в ФНЦ Биоразнообразия (бывший Биолого-почвенный институт) и развитием микробиологии в ТИБОХе. А с появлением новых жилых домов соблюсти требования о санитарных зонах станет просто нереально.
 
Во-вторых, стройки грозят гибелью зеленых зон. Рубки деревьев, в том числе краснокнижных, уже начаты.
 
Решение о строительстве во Владивостоке Академгородка (по примеру Новосибирска) было принято полвека назад. В 1971 году 160 гектаров земли от «Зари» до Седанки Владивостокский горисполком передал ДВНЦ АН СССР (его преемником стало ДВО РАН) в бессрочное пользование.
 
Началось строительство, которое разбили на пять очередей. Первые три в основном были воплощены: здания институтов, общежития, больница, пожарная часть, котельная, автобаза, несколько жилых пятиэтажек, детсады…
 
После перестройки процесс затормозился. До сих пор президиум ДВО РАН, Институт проблем морских технологий, Институт истории, археологии и этнографии базируются в центре Владивостока.
 
Планы по обеспечению ученых жильем в полной мере выполнить не удалось. Не имеют своих зданий центральная научная библиотека, издательство «Дальнаука», не построены причалы для научно-исследовательского флота и т. д.
 
Миной замедленного действия оказался тот факт, что земли академии вовремя не поставили на кадастровый учет. В коллективном письме молодых ученых ДВО РАН на имя президента РАН академика Владимира Фортова и главы Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаила Котюкова говорится, что государственная регистрация права собственности РФ на данную территорию не была произведена из-за бездействия юристов ДВО РАН и органов Росимущества.
 
В 2007 году полномочия по распоряжению участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к краевому департаменту земельных и имущественных отношений. Вскоре после этого началось настоящее растаскивание академических земель, которое в последнее время приобрело поистине вопиющий характер: стройки появились под боком у Института химии, у ТИБОХа, у БПИ, имеющих дело с особо опасными веществами.
 
В упомянутом письме говорится, что уже около 90 % территории Академгородка передано частным застройщикам для мало- и многоэтажного строительства. Один из самых впечатляющих объектов - жилой комплекс «Чайка» из трех многоэтажных домов, который планирует построить компания «Армада» прямо в пределах санитарно-защитных зон институтов ДВО РАН.
 
Хотя право бессрочного пользования никто не отменял, а в 2010 году прокуратура Приморского края даже вынесла специальное предостережение «О недопустимости распоряжением земельным участком ДВО РАН»…
 
В конце прошлого года губернатор Миклушевский уволил главу департамента земельных и имущественных отношений Наталью Соколову, сказав о «недобросовестности», но проблем Академгородка этот шаг сам по себе не решил.
 
9 февраля на расширенном заседании Координационного совета по проблемам экологии Приморского края представитель инициативной группы «Территория науки» Ольга Анисимова выступила с предложением: прекратить на территории Академгородка все стройки, завершить оформление санитарных зон институтов, вернуть землю ученым и поставить ее на кадастровый учет.
 
Тогда останется надежда на нормальное развитие науки, обеспечение ученых условиями для работы и жизни. Другое дело - каким образом реализовать эти предложения. Слишком все запущено, завязан настоящий гордиев узел из документов, судебных решений, строений…
 
Начальник административного отдела президиума ДВО РАН Анна Куркина предлагает оставить в покое то, что уже построено, и сосредоточить усилия на сохранении того, что осталось: «Ведь пустующие территории сейчас расходятся как горячие пирожки». Целостность Академгородка уже нарушена, тем более что правила землепользования и застройки, утвержденные Думой Владивостока в 2010 году, «поделили» эту территорию, отнеся ее к разным зонам.
 
Куркина надеется на то, что омский «Град» знает Градостроительный кодекс и добьется того, чтобы земли Академгородка были отнесены к одной и той же зоне - «ОД-5». Тогда никакого нового жилья здесь не появится. Этот же тезис содержится в письме, направленном 6 февраля председателем ДВО РАН академиком Валентином Сергиенко главе Общественной палаты Приморского края член-корреспонденту РАН Виктору Ларину.
 
Последний, в свою очередь, переслал письмо председателю Думы Владивостока Елене Новицкой, попросив при корректировке генплана и правил землепользования и застройки учесть предложения ДВО РАН.
 
- Этим вопросом мы занимались, занимаемся и будем заниматься, - пообещал академик Сергиенко на встрече с учеными ДВО РАН 17 февраля. - То, что происходит сегодня, - это бандитизм и захват территории…
 
Еще в начале февраля вопрос был поднят представителями приморского ОНФ на встрече с губернатором. Владимир Миклушевский пообещал разобраться, подключив к решению проблемы все ответственные ведомства. По нашим данным, вопросом заинтересовались и в ФАНО.
 
Сергей Павлов,
«Новая газета во Владивостоке», №380, 09.03.17
http://novayagazeta-vlad.ru/380/rassledovanie/bitva-za-akademgorodok.html