Мэр Владивостока Игорь Пушкарев и губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. Фото: ПРИСП
Мэр Владивостока Игорь Пушкарев и губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. Фото: ПРИСП
Практическое руководство «Как избавиться от мэра Владивостока и губернатора Приморья разом» пишется прямо сейчас, на наших глазах. Директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин объясняет смысл происходящего.
 
«Истории взаимоотношений руководителей административного центра и региона всегда были сложны и интересны для наблюдения со стороны. Даже в советское время, я уверен, была такая конфигурация: первый секретарь горкома внешне дружил с первым секретарем обкома, но подковерная борьба за власть не прекращалась ни на минуту.
 
Административный центр всегда пытался стянуть на себя больше всего, а его глава был угрозой для первого лица региона. Неважно - Приморье это или Калининград, Волгоград или Новгород.
 
Федеральный центр, как правило,  пытался и сейчас пытается минимизировать последствия такой борьбы, но в некоторых регионах не получается. Поэтому конфликты в острой фазе мы могли наблюдать в Рязанской области или, например, в Екатеринбурге, начиная с Чернецкого, сошедшегося с Росселем в битве, которая потом продолжилась уже с другим составом участников. В общем, время от времени такие столкновения повторяются в разных местах с разной высотой расходящихся по воде кругов, но все же с редкими выходами на федеральный уровень.
 
Понятно, что региональному руководству всегда выгодно иметь «своего» главу города. Если переходить к Приморью, то, начиная с нулевых годов, тамошние губернаторы пытались идти именно по этому пути. В 90-х между собой насмерть бились Наздратенко с Черепковым, а вот в нулевых Дарькин, чтобы не повторять ошибок предшественника, сделал мэром Владивостока своего друга Николаева. Но и тут ничего не получилось - видимо, должность меняет людей, меняет их приоритеты, и конфликт между Дарькиным и Николаевым все равно произошел.
 
С какого-то момента они начали враждовать, и это все закончилось печально сначала для Николаева, а потом и для самого Дарькина. Заметьте: начиная с 2007 года, когда посадили Николаева, информационные атаки на Дарькина шли постоянно: «Дарькина скоро снимут. Дарькин поехал в Москву решать свою судьбу, но оттуда уже не вернется» и тому подобное.  
 
Теперь то же самое повторяется с Миклушевским. Конфликт у мэра Владивостока Игоря Пушкарева начался еще с Дарькиным. После снятия Дарькина и прихода Миклушевского два руководителя, края и города, некоторое время вполне успешно пытались найти общий язык.
 
То есть нормально взаимодействовали. Такие ровные отношения выгодны далеко не всем, вне зависимости от региона. Конфликт - это всегда шанс для кого-то поймать рыбку в мутной воде. Ведь очень сложно, когда существуют открытые, простые отношения, получить все, что ты желаешь получить, и распоряжаться полученным безраздельно - просто потому, что другие группы тоже хотят участвовать, надо постоянно искать компромиссы и делиться.
 
А в случае конфликта такого не бывает - группа, которая конфликтует или якобы конфликтует, просто блокируется, потому что они становятся врагами.
 
Это касается не только экономических проектов, но и других, например, социальных и политических - если между двумя людьми все ровно, никто не получит бюджета на создание позитивного образа друга, а вот на создание негативного образа врага - легко. Поэтому рано или поздно в одной из команд найдутся люди, которые попытаются расшатать ситуацию. Может тихо вмешаться и третья сила.
 
Всем известно, что 1 июня 2016 года Пушкарева арестовали, а за несколько дней до этого Миклушевский побывал в Москве. Тут же пошли разговоры: Пушкарева посадил Миклушевский. Мне думается, что Миклушевский здесь ни при чем, но он ни разу не подал четкого сигнала, что это сделал не он.
 
Напротив, Миклушевский отмалчивался. Может быть, ему кто-то из консультантов посоветовал так себя вести - мол, молчите, и все подумают, что вы, Владимир Владимирович, очень могущественный. В результате получилось то, что и должно было получиться: кого во Владивостоке ни спроси, всяк ответит, что Миклушевский «закрыл» Пушкарева. Более того, об этом говорит и сам Пушкарев в те редкие моменты, когда суды дают ему слово. Причина, на взгляд самого Пушкарева, проста - действующий губернатор увидел в его лице опасного конкурента, который метит на его место.
 
Что мы имеем в результате: Пушкарев в СИЗО уже девять месяцев и, с большой вероятностью, использует все свои медийные возможности, чтобы заставить Миклушевского дать задний ход.
 
Миклушевский этого сделать не может, потому что это не в его силах, и к тому же сам находится под серьезным информационным прессом и под угрозой отставки из-за коррупционных скандалов с членами его команды, которые организовал явно не Пушкарев, а кто-то посильнее.  
 
В результате и Владивосток, и все Приморье в течение года могут быть полностью очищены от старых руководителей и их команд. Забирай не хочу.
 
Единственное, что может этому помешать - если вдруг по чьей-нибудь воле все те, кто организовал атаки на обоих, вдруг пройдут через те же жернова, что и Пушкарев с Миклушевским. Тогда может быть восстановлено статус-кво - возможности для этого еще не окончательно утеряны».
 
Центр прикладных исследований и программ (ПРИСП), 28.02.17
http://www.prisp.ru/opinion/262-anton-sadkin-v-primorie-provoditsya-operaciya-zachistka