Памятный мемориал
Памятный мемориал
Сегодня, 28 мая, в 21-ю годовщину нефтегорского землетрясения на Сахалине всплыли в памяти те, уже относительно далекие, события и заставили посмотреть на них с доселе неизвестной для многих, стороны.
 
Важность такого взгляда, а главное осознанность, несомненно, должна коснуться любого жителя островной сахалинской земли, и не только, но особо это должно коснуться молодого подрастающего поколения, многие из которых уже прожили почти треть отпущенной им человеческой жизни.
 
И ради этого необходимо вспомнить, что произошедшее землетрясение на Сахалине - силой 7,2 по шкале Рихтера, произошедшее ночью 28 мая 1995 г. в 1:04 местного времени, полностью разрушило поселок Нефтегорск на Сахалине.
 
Площадь территории, попавшей в зону бедствия, составила около 1500 квадратных километров. На ней проживало 55400 человек, из которых в самом Нефтегорске проживало 3197 жителей. В результате землетрясения погибло 1989 человек, а 802 получили травмы различной степени тяжести. Что касается экономики, то экономический ущерб  был приблизительно определен на тот момент времени в существующих ценах в размере двух триллионов еще неденоминированных рублей.
 
После произошедшей трагедии вспомнили все, что было связано с Нефтегорском, включая и его историю, которая, естественно, началась со строительства самого поселка начатого в 1964 году под названием «Восток», которое просуществовало до 1970 года. Его расположение было выбрано в девяти десятках км, южнее города нефтяников - Охи.
 
В перспективе поселок задумывался, как вахтовый поселок для нефтедобытчиков. За 30 лет в городе было построено 17 пятиэтажных 80-квартирных жилых домов, четыре двухэтажных кирпичных и крупноблочных дома, одноэтажный коттедж на три семьи, четыре двухэтажных детских сада и другие постройки, включая школу.
 
Уже после землетрясения официальные источники сообщили, что по карте ОСР-78 сейсмическая опасность территории Сахалина была многократно занижена, и определена в VI-VII баллов по шкале MSK-64. Но кто и каким образом это сделал, нигде не было сказано.
 
Лишь сахалинские тележурналисты показали на сахалинских телеэкранах раскопанную в анналах архитектурного градостроительства строительную документацию, покрытую толстым слоем пыли, но, к счастью, для истории, сохранившуюся, как оказалось для нас, живых свидетелей землетрясения, где на одной из папок со строительной документацией многоквартирных домов, знакомым до боли, но уже в последствие, почерком и подписи тогдашнего генерального директора ПО «Сахалинморнефтегаз» Виктором Степановичем Черномырдиным было написано красным карандашом: «Строить без учета сейсмичности!»
 
Молодому поколению читателей этих строк будет не понятен этот обнародованный факт о В.С. Черномырдине, если он не узнает о том, что в те, так называемые псевдодемократами, совковые времена, развитие социальной инфраструктуры, связанной со строительством жилья, больниц, объектов культуры, соцкультбыта, образования и т.п. ложились на плечи градообразующих крупных предприятий.
 
Именно таким предприятием, ныне можно сказать - хозяйствующим субъектом, командовал В.В. Черномырдин, и он полностью отвечал за строительство, ввод в эксплуатацию и саму эксплуатацию объектов инфраструктуры, естественно и спрос за нарушение плановых сроков сдачи любых объектов инфраструктуры, он отвечал, образно говоря, головой.
 
Такие руководители, как Виктор Степанович, которых было в стране огромное множество, не желали отвечать ни головой, ни задним местом, но особо они боялись потерять насиженное место для своего заднего места. Вот они и рвали, метали, строили, вводили, эксплуатировали, пренебрегая нормами, инструкциями, написанными, как говорят, кровью людей, погибших в рукотворных и нерукотворных катастрофах.
 
Именно преступное пренебрежение этими научно-обоснованными нормами явилось следствием разрушительного нефтегорского землетрясения. От землетрясения в той или иной степени пострадали все сооружения поселка, но полностью обрушились только пятиэтажные дома, построенные по типовому проекту 1-447С. Это крупноблочное здание из керамзитобетонных блоков с железобетонными плитами покрытий. В Нефтегорске дома серии 1-447С были рассчитаны на нагрузку в VI баллов. Но интенсивность сейсмических колебаний многократно превысила расчетные и достигала IX баллов.
 
Построенные таким хозспособом - производное слово от словосочетания хозяйственный способ, блочные пятиэтажки сложились, похоронив под собой около двух тысяч человек.
 
Таков взгляд автора этого материала о нефтегороской трагедии с другой стороны.
 
В память о погибших нефтегорцах был создан небольшой мемориальный комплекс, установленный в сквере у привокзальной площади города Южно-Сахалинска.
 
И каждый раз, бывая у этого комплекса в памятный день нефтегорской трагедии, вызывающий чувство скорби по погибшим, ловишь себя на мысли о том, что это скульптурное сооружение лично для меня является еще и памятником вопиющего беспамятства чиновников о людях, т.е. о нас с вами, уважаемые читатели.
 
Б.М. Сухинин,
член Союза журналистов России
 
28 мая 2016 года
г. Южно-Сахалинск