Квоты на вылов лосося для представителей коренных малочисленных народов (КМН) выделяются в Приморье по «остаточному» принципу. В результате удэгейцы, нанайцы, орочи, тазы который год остаются практически без рыбы. Об этом говорится в докладе уполномоченного по правам человека в Приморье Валерия Розова по итогам 2015 года.
 
Согласно Налоговому кодексу «рыбные» лимиты для нужд коренных народов устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Однако в Приморье, констатирует уполномоченный Розов, эти нормы не установлены, из-за чего нарушаются права КМН на ведение традиционного образа жизни. Рыбы им выделяется сколько получится, вернее, сколько останется.
 
Так, в 2015 году в Ольгинском районе одному коренному приморцу разрешалось выловить 1,8 кг симы, в Лазовском - 11,5 кг, в Тернейском - 1,4 кг симы и 12,8 кг горбуши. Кета не выделялась вообще. Общине представителей коренных народов «Родник», состоящей из 52 человек, выделили 86 кг - 1,6 на брата (по полрыбины, что ли?). «Обозначенные объемы не способны в полной мере удовлетворить потребности представителей коренных малочисленных народов», - говорится в докладе.
 
То же самое - с охотой: коренным народам охотничьи угодья не выделяются. «С отменой бесплатных лицензий на пользование объектами животного мира они поневоле оказались вне закона, то есть браконьерами, поскольку объемы разрешенной охоты в целях ведения традиционного образа жизни для личного потребления не определены», - сказано в докладе Розова. Уполномоченный считает, что этот вопрос должен урегулировать совместно с КМН краевой департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.
 
Проблема эта, заметим, далеко не нова. Еще в феврале 2014 года предшественник Розова на посту приморского омбудсмена Владимир Ушаков говорил о том же самом. Оказывается, в 2013 году Приморское управление Росрыболовства сократило квоты на вылов лососевых для приморских аборигенов с 50 кг (норма, установленная еще в 1962 году!) до 3,5 кг на человека в год.
 
И вот прошло два года. В ответ на вопрос «Новой во Владивостоке» о том, будет ли как-то решаться эта проблема, Валерий Розов ответил: «Будет, и обязательно!» Но добавил: «Малочисленные народы подчас ограничиваются в их интересах, я об этом знаю, но подчас кое-кто из людей, связанных с бизнесом, использует их возможности, я тоже знаю об этом…» Розов напомнил, что в конце 2015 года был принят краевой закон о коренных малочисленных народах. «Я глубоко убежден: когда этот закон заработает, многие проблемы будут решены, негатив отпадет», - считает он.
 
Закон - дело хорошее. Более того, в Приморье только что создан национальный парк «Бикин», предусматривающий участие коренных народов в управлении данной особо охраняемой природной территорией. «Сами удэгейцы будут решать вопросы по охоте, рыбалке - это принципиально новая схема, ее в России раньше не было», - говорил по этому поводу директор Амурского филиала WWF России Юрий Дарман.
 
А вот вопрос о лососевых почему-то не решается годами - и удэгейцы остаются без рыбы.
 
В ранней повести Александра Фадеева «Разлив» гольд (то есть нанаец) Тун-ло говорит: «Земля была наша. Потом пришли русские. Русские взяли всю землю. Русские были сильнее, потому что их было больше… Теперь гольд платит за землю. Гольд платит за фанзу, хотя делает ее сам из своего леса и своей глины. Нехороший порядок… Тун-ло слыхал, теперь порядок будет другой…»
 
Прошел почти век, а порядок не очень-то изменился.
 
Под текст
Валерий Розов, подводя итоги своей работы в 2015 году, рассказал: больше всего жалоб поступило к нему по поводу невыплаты зарплаты. Другой острый вопрос - выделение жилья детям-сиротам, причем деньги на эти цели из Москвы поступают, но систематически недоосваиваются (138 млн рублей в 2013–2015 гг.). Причиной такого положения дел Розов видит сложности в применении федерального закона о конкурсах. Вместе с тем он заверил, что эти деньги не пропадут - останутся в крае и будут рано или поздно потрачены по назначению.
 
Доклад приморского омбудсмена полностью опубликован в спецвыпуске «Приморской газеты» от 27 февраля. На 19 из 27 фотоснимков, которыми проиллюстрирован доклад, изображен сам Валерий Розов.
 
Василий Макаров,
«Новая газета во Владивостоке», №330, 17.03.16
http://www.novayagazeta-vlad.ru/330/obshhestvo/bezrybe-dlya-udegejca.html