В АЛРОСА поступило письмо от Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в котором алмазодобывающая компания обвиняется «в ущемлении конкуренции на территории России», сообщает «Ювелирное обозрение».

 

Автор статьи Владимир Тесленко, в частности, пишет по этому поводу: «Компания все 15 лет существования федерального закона «О защите конкуренции» очевидно нарушает ст.5. Напомним, что эта статья - «Доминирующее положение» - касается компаний, доля которых на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

 

Теоретически, АЛРОСА возможно бы разделить на пять частей:

 

1. Мирнинский ГОК,

 

2. Айхальский ГОК,

 

3. Удачнинский ГОК,

 

4. Нюрбинский ГОК,

 

5. Севералмаз.

 

Таким образом, ни одна из алмазодобывающих компаний не контролировала бы более 35% рынка сырых алмазов РФ, что и предписывается законом. Раньше закон не выполнялся во многом из-за того, что АЛРОСА была в списке стратегических предприятий».

 

Сейчас, полагает автор, ФАС ничто не мешает поднять вопрос о разделе АЛРОСА, которая держит 97% внутреннего рынка ювелирных алмазов.

 

Однако, ряд экспертов, опрошенных редакцией «Ювелирного обозрения», - генеральный директор «Руиз Даймонд» Валерий Морозов, член совета Гильдии ювелиров России Валерий Радашевич, президент Алмазной Палаты Сергeй Улин, генеральный директор «Мосалмаз» Игорь Фетисов – скептически отнеслись к идее разбить АЛРОСА на несколько компаний. Их аргументы:

 

- «возникнет реальная угроза недобросовестной скупки частей АЛРОСА враждебными конкурентами»;

 

- «это не позволит сложность горно-рудных производств при эксплуатации коренных месторождений алмазов. Цикл эксплуатации рудников долог и их продуктивность неравномерна. Поэтому только в рамках большой компании имеется возможность системной и разумной смены центров прибыльности (у АЛРОСА исторически «Мир» своей прибылью давал возможность освоить «Удачный», тот, в свою очередь, дал средства на строительство подземки трубок «Интернациональной» и «Мир», а так же на освоение месторождений Накынского алмазоносного поля на севере Нюрбинского улуса и т.д.)».

 

Но, как полагает заместитель генерального директора инжиниринговой фирмы «Алмазинтех» Константин Годун, «в АЛРОСА не было и нет на сегодняшний день ни одного комплексного проекта отработки месторождения с начала до рекультивации и устранения последствий на экологию с соответствующим ТЭП, финансовым планом и оценкой экономической эффективности отработки месторождения и ликвидации последствий.

 

Все ТЭО и проекты которые компания защищает в ГКЗ и Ростехнадзоре это сиюминутные вещи, которые формально дают право на работу, но исторически не представляют собой проект и руководство для менеджмента по управлению предприятием за период отработки месторождения. У «АЛРОСЫ» в управлении несколько проектов с разными сроками отработки и территориальным расположением. Т.е. должен быть общий проект или хотя бы концепция. На примере Де Бирс мы видим, что она при наступлении периода, когда проект становится малоэффективным при переходе на подземку, выходит из него, консервируя или продавая его другому собственнику. В наших условиях на сколько это повлияет на социальную ситуацию в регионе, никто себе представить не сможет».

 

По мнению автора, в последнее время руководитель ФАС Игорь Артемьев проявляет довольно высокую активность. По его словам, монополизм и сговор чиновников с бизнесом являются сдерживающими факторами развития российской экономики. «Необходимо избавляться от наследия СССР, излишней монополизации российской экономики. Нужно сделать экономику более адаптивной, лояльной по отношению к собственным предприятиям», - полагает И.Артемьев.

 

«В антимонопольном законодательстве появляется определение картелей, как в США. Борьба с картелями – один из основных приоритетов в деятельности ФАС России. В прошлом году нам удалось раскрыть 5 национальных картелей. А правоохранительные органы возбудили уже 10 уголовных дел по 178 статьей Уголовного Кодекса РФ за нарушение антимонопольного законодательства», - заявил Игорь Артемьев.

 

ИА SakhaNews, 15.08.11

http://www.1sn.ru/49880.html

---------------

 

Коммерческая тайна «Алроса»


Компания не собирается рассказывать, сколько обещала потратить на нас с вами

 

В Якутии формируется новая экономическая политика, которая, честно признаться, несколько озадачивает. В основе этой политики лежит лозунг: всё, что делается, делается для блага республики. При этом далеко не всё, «что делается», положено знать этой самой республике. В смысле — её населению. Особенно когда это касается финансовых взаимоотношений правительства республики с крупными компаниями.

 

Причём не тех, которые строго регламентируются Налоговым или Бюджетным кодексами, а других — размыто-неопределённых, проходящих под грифом «социальная политика предприятий», базирующихся на договорённостях и взаимных уступках. Это очень деликатные отношения, поскольку суммы и размеры уступок никогда не озвучиваются вслух, хотя оформляются вполне себе документально…

 

Более того, под эту политику сегодня подводится законодательная база в виде республиканских законов «О социальной ответственности бизнеса» и «О государственно-частном партнерстве». Пока оба существуют в виде законопроектов, причем сделанных либо очень плохо, либо, наоборот, очень хорошо. Всё зависит от того, с какой стороны посмотреть...

 

Намедни вот депутат Ил Тумэна Александр Ким-Кимэн, пользуясь оказией, публично задал вопрос о первом законе (который якутский УФАС практически признал «законом о легализации взяток») первому вице-премьеру правительства Алексею Стручкову:

 

— Что вы и ваши коллеги в кабинете министров думаете о законе «О социальной ответственности бизнеса»? Ведь всем очевидно, что его действие должно распространяться на крупные компании, которые приходят к нам и от деятельности которых зависят целые территории. Именно от них надо требовать социальной ответственности в первую очередь, а не от мелких бизнесменов.

 

Алексей Стручков, такое впечатление, слегка взгрустнул от вопроса.

 

Поэтому по сути отвечать не стал, зато зацепился за словосочетание «крупные компании» и начал рассказывать о том, как плодотворно правительство Якутии работает с ними.

 

— Мы и с крупными компаниями очень хорошо работаем. С ними заключаются договоры и соглашения об участии в социально-экономическом развитии. Это компании «Транснефть», «Сургутнефтегаз», АЛРОСА…

 

О, да.

 

Работа в этом направлении кипит. Только какая-то уж очень тайная.

 

И самый показательный пример здесь — как раз договор о социально-экономическом развитии, заключенный с АЛРОСА

 

5 марта 2011 г.

 

Мы уже четвертый месяц пытаемся получить эту таинственную бумагу, чтобы узнать, какие именно социальные проекты будет развивать алмазная компания (в недавнем прошлом — «наше всё»), как именно она будет участвовать в развитии экономики республики. В конце концов, подписание этого договора есть не что иное, как обязательное требование в ответ на согласие «открыть» АЛРОСА и согласиться на уменьшение нашей доли до 25% (с 32%). За это согласие 15 декабря 2010 г. наш парламент проголосовал под давлением сразу двух президентов — своего, Борисова, и президента АЛРОСА Федора Андреева. Это, если уж называть вещи своими именами, наши отступные за открытие компании!

 

Но увидеть вожделенный документ никак не получается.

 

Даже после того, как глава  республики Егор Борисов лично пообещал нашему изданию, что информация на этот счет будет, — не получается.

 

На этой неделе мы получили официальный ответ на свой запрос председателю правительства, из которого узнали удивительную вещь. Оказывается, эта информация является… коммерческой тайной АЛРОСА.

 

«Согласно ст. 420 Гражданского кодекса РФ, договор является соглашением двух сторон об установлении и изменении гражданских прав и обязанностей. Правительство Якутии и АК «АЛРОСА» являются сторонами и обладателями информации, содержащейся в договоре.

 

АК «АЛРОСА» определила информацию, содержащуюся в договоре, конфиденциальной и представляющей собой коммерческую тайну. В связи с этим АК «АЛРОСА» письмом в адрес Правительства РС(Я) просит обеспечить исполнение в установленном порядке требований федерального законодательства, регулирующего данные нормы... Согласно ст. 4 ФЗ «О коммерческой тайне», копия договора не может быть передана третьим лицам без согласия АК «АЛРОСА».

Письмо от 4 июля 2011 г. №202-А23

 

Но даже беглое знакомство с законом о коммерческой тайне позволяет сделать интересные выводы. Данный закон определяет сию тайну как «конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

 

Иными словами, договор о социально-экономическом развитии республики, предусматривающий определенные затраты АЛРОСА на социальную  инфраструктуру Якутии, оказывается, на самом деле должен позволить компании получить «коммерческую выгоду».

 

Это очень, очень интересно!

 

Мы даже не будем обсуждать саму БРЕДОВОСТЬ постановки вопроса: договор публичного характера (каковым по умолчанию является любой договор социально-экономического развития региона / территории) объявляется коммерческой тайной. Над доказательством абсолютной несостоятельности подобных «отмазок» мы еще поработаем.

 

Сейчас же другое важно.

 

Теперь нам «вдруг» стала понятна (получила документальное подтверждение) логика взаимоотношений отцов республики с другими компаниями. В частности, с теми, о которых упоминал г-н Стручков 5 июля, отвечая на вопрос депутата Ким-Кимэна. Наше правительство «очень хорошо работает» с компанией «Транснефть» — и вот мы выкупаем у них ненужную после завершения строительства ВСТО дорогу-грунтовку за 380 млн руб. Наше правительство «очень хорошо работает» с компанией «Сургутнефтегаз» — и вот мы предоставляем им налоговые льготы (в разгар рекордного роста цен на нефть!) на 800 млн рублей.

 

И всё это по договорам (соглашениям) о социально-экономическом развитии, которые никто нигде не публикует. Которые не проходили публичного обсуждения с населением территорий, где компании осуществляют свою деятельность. Которые никто, кроме членов правительства, не видел. Теперь мы, по крайней мере, знаем почему.

 

Потому что «коммерческая тайна». А значит, истинная цель таких договоров — получение «коммерческой выгоды».

 

И как тут не вспомнить еще один прекрасный законопроект, своего рода антоним «закону о легализации взяток», который разработан в недрах якутского министерства экономики и промышленной политики. Речь идет о проекте закона «О государственно-частном партнерстве», который сформулирован так, что после его принятия термин «торговать родиной» приобретает в Якутии официальный смысл и статус. Потому что закон предусматривает односторонние обязательства республики перед всевозможными частными партнерами. И, надо полагать, все договоренности по этому закону тоже будут носить статус «коммерческой тайны».

 

В общем, ситуация неоднозначная. С одной стороны, под личным патронажем президента Борисова в республике идет формирование гражданского общества на принципах равного уважения — населения к власти и власти к населению. В основу этой политики положены открытость и публичность. Население планируется даже допустить до формирования бюджета Якутии.

 

А с другой стороны, осуществляется формирование некой новой экономической политики, которая по сути своей антинародная, поскольку направлена на достижение тайных, кулуарных договоров с крупными компаниями, приходящими сюда зарабатывать на эксплуатации недр.

 

...Надо бы сдвинуть табуретки, а то усидеть не удастся.

 

Виталий Обедин.

 

P.S.: А договор мы всё равно будем выцарапывать и рано или поздно опубликуем. Не мытьем, так катаньем.

 

«Якутск Вечерний», 07.07.11

http://vecherka.ykt.ru/node/4248

.