Амурские строители успешно осваивают относительно не старый способ зарабатывать деньги: некоторые из них даже не пытаются выиграть тендер, вместо этого берут откаты от своих же коллег. Быстро и практически не напрягаясь, они могут получить до 10 процентов от суммы заказа. Белогорским чиновникам такая ситуация совсем не нравится, но участники конкурсов и аукционов непреклонны. Они говорят, что даже мелкие строительные бригады знают об этом и готовы к «отстегиванию». Мол, никто и никогда такую систему не сломает. Почему властям не получается контролировать процесс и есть ли выход, разбиралась корреспондент «Сегодня» Анна Нурадилова.

 

Устно «за кадром»

 

В администрации города подробно рассказывают примерный сценарий проведения аукционов и конкурсов. Как говорит начальник муниципального заказа Елена Власова, строго и с соблюдением необходимых требований проверятся все поданные заявки от участников. Документация, даже с незначительными «погрехами», отклонятся. Соответственно, к участию в конкурсе такие заявители не допускаются. Но у тех, кто приезжает в Белогорск за откатами, с документами как раз полный порядок.

 

- И вот наступает день проведения конкурса или аукциона, - говорит Елена Власова. - В назначенный час участники проходят регистрацию. К примеру, заявок было подано семь, соответственно, и представителей от различных фирм тоже семеро. Хорошо, если все они действительно пришли бороться за получение муниципального заказа на выполнение работ. Для нас ведь чем больше их, тем лучше. Если все добросовестные, бюджет города от этого только выигрывает - расход на строительство или ремонт снижается. Побеждает тот, кто готов выполнить заказ за самую низкую предложенную цену, и сэкономленные деньги потом можно направить на какие-то другие нужды города. Вот только так бывает далеко не всегда.

 

Замглавы по экономике Андрей Мусиенко, не скрывая, рассказывает, в чем, собственно, сложность. По его словам, участники заранее договариваются, кто выиграет. Это трудно доказать, потому что с формальной точки зрения участники заявились, пришли, но никто не может заставить их принимать активное участие в аукционе, а они и не пытаются выиграть.

 

Или еще интереснее. Все, кто подавал заявки, пришли на аукцион. И даже за несколько минут до его проведения зарегистрировались. А в итоге перед началом выясняется, что из всех участников остался один или в лучшем случае двое, (если на аукцион выставляется несколько лотов) остальные разъехались.

 

Объяснение в этом случае всегда одно и то же. Просто устно, «за кадром» от желающего выиграть тендер (и соответственно, работать) требуют всем остальным участникам выдать 10 процентов от суммы муниципального заказа. Это и есть откат. Если клиент несговорчивый и не платит, ему так снизят стоимость контракта, что выполнять его нет никакого смысла.

 

В «сером» списке

 

Аукционы, проведенные в этом году, лишний раз подтвердили, что проблема сговора между участниками торгов уже чуть ли не правило при их проведении. Естественно, не гласное. Специалисты администрации могут только догадываться, как договариваются заявленные участники конкурса.

 

- Но если он не пришел на аукцион, хотя зарегистрировался? - спрашивает Елена Власова, и тут же отвечает, - конечно, откат получил.

 

Причем, в сером списке в основном иногородние. Есть фирмы из Благовещенска, Свободного, Хабаровского края и даже Санкт-Петербурга.

 

- Многие из них приезжают исключительно за откатами, - говорит Андрей Мусиенко. - И не допустить их к аукциону нельзя. В том смысле, что фирмы, которые специализируются на таком способе зарабатывания денег, просто идеально оформляют заявки на участие. Не придерешься. А производители и настоящие строители зачастую нормально оформить не могут. Они работают, вот и забита голова совсем другими мыслями.

 

Практически после каждого аукциона специалисты отдела муниципального заказа направляют письма в ФАС, в которых рассказывают о ситуации. Обычно в ответ тишина.

 

К примеру, широко известен в этом плане один благовещенский «бизнесмен». Говорят, что он один, а карманов пять. То есть, под его началом работает пять небольших фирм, все из которых подают документы на наиболее выгодный для них муниципальный заказ. Совершенно точно известно, что нет при этом ни сил, ни опыта, ни оборудования, ни главное, желания на их выполнение. Цели потому что совсем другие. Соберут денежки перед началом аукциона - и по домам.

 

- А недавно представитель одной из новых благовещенских фирм к нам в отдел зашел, - говорит Елена Власова. - Представился, а потом спрашивает: где тут у вас об откатах договариваются? Мы от такой наглости даже не сразу нашлись что ответить…

 

Кстати, фирма эта недавно подала заявку на участие в одном из аукционов. Говорят, документы в идеальном порядке.

 

«Пчелка и та взятку берет!»

 

Эта фраза вполне может служить настоящим девизом для некоторых участников аукционов. И, по сути, понятие «откат» вошло в русский язык сравнительно недавно, заменив такие понятия, как «взятка» и «коммерческий подкуп».

 

Действительно, анализ показывает, что все существующие определения отката есть перевод с юридического на русский язык статей 204-й (коммерческий подкуп) и 290-й (получение взятки) УК РФ.

 

Под коммерческим подкупом понимается «незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением».

 

Но в правоохранительных органах говорят, что важный момент, на который стоит обратить внимание - в раскрытии факта передачи отката должна быть заинтересована хотя бы одна из сторон, которая должна проинформировать правоохранительные органы о предложении коммерческого подкупа. На практике это происходит крайне редко. Точнее, практически никогда. Ну, не заинтересованы представители коммерческих организаций подставлять друг друга! Этим и объясняется система, которую, мол, никто и никогда не сломает.

 

- Нам нужно работать, и мы вынуждены давать откаты, - признаются некоторые из представителей белогорских фирм. - Иначе зайдут на аукцион те, с кем мы не смогли договориться, и снизят цену так, что вообще не выгоден будет заказ. А у нас техника простаивает, людям зарплату нужно платить…

 

В свою очередь, в контролирующих службах признают, что подавляющее число дел (из мизерного количества выявленных и дошедших до суда) по факту «откатинга» разваливается в суде. Дело в том, что главной практической проблемой применения ст. 204 УК РФ, как и в случае со взяткой, является доказуемость состава преступления. То есть доказать в суде наличие связи между получением денег (имущественных благ) и принятым решением в интересах дающего всегда крайне проблематично.

 

…А ФАС исправно пишет в муниципалитеты предупредительные письма о возможных сговорах участников торгов. Подробно «уведомляет» о возможных ситуациях, расписывает методические разъяснения при проведении торгов, которыми в том числе определяют признаки сговора участников. При этом просят в случае чего направлять им подтверждающую информацию и документы. А необходимо это, как выясняется, для принятия к указанным лицам мер антимонопольного реагирования… Вот только реагирования, выходит, никакого…

 

«Сегодня на Амуре», 21. 04.10

г. Белогорск, Амурская область.

www.konkurs-msu.ru.