Прокурор Ленинского района Павел Фокин спросил: «Вы считаете, что не нарушили закон?». «Да, мы ничего не нарушили», - не моргнув глазом, ответил начальник участка.
Прокурор Ленинского района Павел Фокин спросил: «Вы считаете, что не нарушили закон?». «Да, мы ничего не нарушили», - не моргнув глазом, ответил начальник участка.
Как известно, полезные ископаемые - это то, чем богата наша маленькая область. А еще она по-настоящему богата природными ресурсами. Леса у нас много. Так много, что его незаконную вырубку зачастую просто не замечают те, кто за него отвечает.
 
А ведь по большому счету при адекватном отношении к этим богатствам со стороны чиновников разного уровня именно полезные ископаемые и лес действительно могли бы стать основным источником финансового благополучия региона. Я думаю, что доход от использования леса и полезных ископаемых в ЕАО мог бы быть не на много меньше дохода от нефти на Сахалине. Но…
 
Эта история началась прошедшим летом. Возведение моста в Нижнеленинском и открытие ТОРов активизировали строительство различных других объектов в Ленинском районе. А начать какую-либо стройку без песка, гравия и скального грунта невозможно.
 
Благодаря своим свойствам, скальный грунт незаменим в установке фундаментов и возведении любых сооружений. Дорожное строительство тоже не обходится без применения такого грунта в качестве основы полотна. Используется он и как материал для железнодорожных насыпей.
 
Скальный грунт можно назвать универсальным материалом для возведения практически любого фундамента в силу его большой прочности.
 
Именно поэтому сопки в Ленинском районе у предпринимателей пользуются особой популярностью. Разработка и добыча скального грунта хоть и трудоемкое дело, но очень выгодное.
 
В первой половине прошедшего лета в управление природных ресурсов правительства ЕАО обратилась одна компания с заявлением об участии в аукционе на право пользования участком недр. Указала участок земли в районе с. Унгун.
 
Участок представляет собой сопку, полностью покрытую лесом, и прилегающую к ней территорию, на которой также растет лес, причем сравнительно молодой и вполне здоровый. Через некоторое время компания получила отказ. Мол, данный участок на аукцион выставляться не будет, поскольку эта земля, по мнению администрации района, должна быть отнесена к лесному фонду. А значит, разработка полезных ископаемых на ней запрещена.
 
Проходит еще немного времени, и в середине августа администрация Ленинского района в лице заместителя главы А. Тарасенко издает постановление о предварительном согласовании предоставления того самого земельного участка в аренду совсем другой частной компании - обществу с ограниченной ответственностью «Унгун-Гранит»:
 
«1. Предварительно согласовать обществу с ограниченной ответственностью «Унгун-Гранит» … предоставление земельного участка в аренду в целях проведения работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка. Земельный участок ориентировочной площадью 25 га из земель категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения…
 
2. Утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Вид разрешенного использования - добыча недр открытым (карьер) способом (строительный камень)…».
 
А тридцатого августа с ООО «Унгун-Гранит» заключается договор аренды.
 
Возникает ряд вопросов. Во-первых, каким образом земля из категории лесного фонда перекочевала в категорию земель, на которых разрешена добыча полезных ископаемых?
 
Во-вторых, она предоставлена в аренду без проведения аукциона или конкурса?
 
Из разговора с заместителем главы МО «Ленинский муниципальный район» Дмитрием Лукашевичем ясно, что решение о принадлежности данного земельного участка не к лесному фонду, а к категории земель промышленности и т.д. принимало управление лесами правительства ЕАО. Кроме того, районная администрация не может отказать в заключении договора аренды земельного участка предпринимателю, если областное управление природных ресурсов выдало ему лицензию на разработку недр этого участка.
 
- Я считаю, что это - лесной фонд, - объясняет Дмитрий Лукашевич. - Уже через триста метров от этого места земля официально числится как лесной фонд. Вообще его границы никому не известны. У меня уже был спор с управлением лесами. Я им говорил: вы сами осмотрите местность. Здесь леса больше, чем во всех ваших лесных угодьях. Обратите внимание, какая здесь густая растительность - деревья, кустарник. Но они посчитали, что у них достаточно информации для того, чтобы полагать, что границы лесного фонда заканчиваются где-то в трехстах или пятистах метрах отсюда.
 
Я пытался настаивать, но управление лесами правительства ЕАО категорически, наотрез отказывается признавать этот участок земли своим лесным фондом на том основании, что они, как я понимаю, сами не знают, где границы лесного фонда, потому что эти границы сегодня носят так называемый декларативный характер. Они когда-то давно были описаны, но четко не установлены, как того требует сегодня законодательство. При установлении границ конфигурация может измениться…
 
Ответ на второй вопрос меня несколько озадачил. По словам Дмитрия Лукашевича, участок земли предоставлен в аренду ООО «Унгун-Гранит» без проведения аукциона совершенно законно, потому как эта фирма первая обнаружила наличие полезных ископаемых на данном участке. А первооткрывателям у нас, если я правильно понял, в этой сфере якобы «зеленый свет».
 
На самом деле, закон несколько иначе регламентирует процедуру выделения участка земли для добычи полезных ископаемых. Желающий получить такой участок сначала должен подать заявку в управление природных ресурсов на право пользования участком недр. Если управление природных ресурсов правительства ЕАО считает, что данный участок входит в категорию земель, на которых можно разрабатывать полезные ископаемые, оно должно объявить аукцион на получение лицензии на добычу этих ископаемых. А муниципалитет уже без аукциона заключает договор аренды с победившей компанией.
 
Информация о проведении аукциона на право пользования участком недр в районе с. Унгун на федеральном сайте «torgi.gov.ru» отсутствует. Это дает повод предполагать, что либо аукцион проводился, но как-то тайно, под аффилированную структуру, либо не проводился вообще. И то, и другое является грубейшим нарушением российского законодательства.
 
Так проводился данный аукцион или нет?
 
Сначала я задал этот вопрос главе МО «Ленинский муниципальный район» Валерию Самкову.
 
- Ну конечно же проводился! - долго не раздумывая, ответил он. - А как же без аукциона? Это же незаконно!
 
Я тоже так думал, но, чтобы окончательно убедиться в законности предоставления этого большого участка в двадцать пять гектаров под добычу скального грунта, я обратился за разъяснениями к начальнику управления природных ресурсов правительства ЕАО госпоже Кац. Ведь именно это управление должно было объявить и провести аукцион.
 
- Нет, - спокойно заявила госпожа Кац, - аукциона не было.
 
- А по какой причине? - поинтересовался я.
 
В. Кац: Ну, у нас разные виды предоставления прав пользования недрами: с аукционом и без аукциона. В данном случае лицензия была выдана без аукциона. Это без всякой причины, то есть это определенные нормативные требования. Лицензия выдана по факту открытия месторождения. Это нормально совершенно.
 
- То есть, предприниматель на каком-то основании находится на данном земельном участке, и вдруг он на этом участке открывает месторождение?
 
В. Кац: Нет, ну… Вот давайте так: если вы хотите получить от меня информацию, что такое факт открытия месторождения, вы у меня запросите, я вам отвечу, как говорит законодательство, потому что сейчас разговор у нас ни о чем. Вы не понимаете, о чем у меня спрашиваете, я понимаю, о чем отвечаю. Запросите, и я вам отвечу, что такое факт открытия с точки зрения законодательства. Потому что человеку несведущему очень сложно объяснить, также как мне, если я пришла к врачу, а он мне говорит: надо диагноз ставить, я тоже не понимаю, о чем идет речь. Поэтому я не влажу в ту сферу деятельности, которая мне непонятна…
 
- Скажите, а когда ООО «Унгун-Гранит» к вам обратилось за лицензией?
 
В. Кац: Я не помню. Я такие вещи вообще не запоминаю. Вы представляете, у нас сто десять лицензий! Я не запоминаю…
 
- Хорошо. Но у вас есть специалисты, которые запоминают…
 
В. Кац: Нет, они тоже не запоминают… Запросите, и мы вам ответим в рамках закона все, что вы хотите.
 
- Скажите, насколько часто выдаются лицензии на добычу полезных ископаемых без проведения аукциона?
 
В. Кац: Сегодня практически все время. Мы выдаем ежегодно пятнадцать - семнадцать лицензий и практически все - без аукциона, потому что законодательство сегодня это позволяет делать…
 
Если честно, меня очень удивили эти ответы, и я решил удостовериться в том, что у нас именно такое законодательство, которое все на свете позволяет. Найти в Интернете тексты законов и даже пояснения к ним совсем не сложно. Действительно, в «Законе о недрах», есть статья о предоставлении земельных участков без проведения аукциона.
 
Цитирую:
«9. Выдача лицензий на пользование участками недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых пользователям недр, открывшим месторождения полезных ископаемых за счет собственных средств, осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами...
 
Подача заявки на разработку этого месторождения, подготовка и выдача лицензии на пользование участками недр осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом. Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых осуществляется в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
 
10. Пользователь недр, открывший месторождение полезных ископаемых за счет собственных средств, при подаче заявки на разработку такого месторождения должен документально подтвердить источник затрат, использованных при открытии этого месторождения. При этом учитываются все виды работ по геологическому изучению недр, в результате которых было открыто месторождение полезных ископаемых».
 
Судя по тому, что почти все лицензии на пользование недрами, по словам госпожи Кац, ее управление выдает без проведения аукционов, можно предположить, что все предприниматели в ЕАО, добывающие скальный грунт или песок, - первооткрыватели, геологоразведчики.
 
Они с утра и до вечера, видимо, бродят по просторам Еврейской автономной области, изучают рельеф и почву местности, проводят соответствующие экспертизы и обязательно находят месторождения скальника или другого строительного камня, затем, в соответствии с законом, документально подтверждают факт открытия месторождения, получают свидетельство о данном факте открытия и на основании этого подают заявку на получение лицензии, дающей право разрабатывать и добывать разведанные ими же полезные ископаемые.
 
Это каким же чутьем обладают наши местные предприниматели, если они тратят сумасшедшие деньги на геологоразведку, проведение необходимых экспертиз именно тех участков земли, на которых точно есть залежи полезных ископаемых? Они что, экстрасенсы или геологи с учеными степенями?
 
Лазейка есть в каждом законе. Но увидеть ее и правильно ею воспользоваться может далеко не каждый. А превратить маленькую лазейку в большой «лаз» - это вообще, на мой взгляд, высший пилотаж, сопряженный с потрясающей наглостью.
 
Да, да, именно с наглостью! Любой человек, рискнувший посетить сегодня данный участок земли, сразу поймет, при чем тут наглость: там, где еще три - четыре недели назад был молодой, здоровый, цветущий лес, сегодня одна большая «лысина»! Деревья нещадно вырубаются, один бульдозер и два экскаватора черпают скальник, а большегрузные самосвалы один за другим вывозят это «полезное ископаемое».
 
При этом в бюджет муниципального образования «Ленинский муниципальный район ЕАО» от ООО «Унгун-Гранит» за уничтоженный лес не поступило ни копейки. Администрация района своевременно предоставила данной фирме расчет восстановительной стоимости леса. Согласно договору, за зеленые насаждения, занимавшие эти двадцать пять гектаров, фирма должна была внести в казну района порядка двенадцати миллионов рублей. И только после этого она получила бы официальное разрешение на вырубку леса.
 
Тридцатого августа был подписан договор, двадцатого сентября фирма начала уничтожать лес, а разрешения на это у них до сих пор нет.
 
Заплатить восстановительный взнос и получить разрешение на вырубку леса руководство ООО «Унгун-Гранит» не сподвигло даже вмешательство полиции, которая несколько дней назад изъяла у фирмы все бензопилы. Тем не менее экскаваторы, бульдозер и самосвалы продолжают работать.
 
В прошлый четверг, 12 октября, по требованию прокурора области Заурбека Джанхотова на место выехали представители прокуратуры Ленинского района. Я присутствовал при их разговоре с представителем ООО «Унгун-Гранит», который назвал себя начальником участка.
 
Он сетовал на полицию, которая мешает им работать, и категорически отказывался признать, что фирма нарушает договор и законодательство: ну и что, что не заплатили в казну Ленинского района? Подумаешь, делов-то! Ну и что, что лес рубят, не имея на то официального разрешения?
 
Прокурор Ленинского района Павел Фокин спросил: Вы считаете, что не нарушили закон?
 
- Да, - не моргнув глазом, ответил начальник участка. - Мы ничего не нарушили. Я считаю, что мы имеем право делать на этом участке все, что считаем нужным.
 
П. Фокин: И рубить лес, не получив на это разрешения?
 
- Да, - спокойно подтвердил начальник участка. - А полиция не имела права забирать у нас пилы. Она противодействует предпринимательской деятельности…
 
Ну что, надо еще объяснять, при чем здесь наглость? Судя по тому, как вел себя этот начальник участка, могу предположить, что, заключая договор аренды данного земельного участка с администрацией района, руководство фирмы и не собиралось платить миллионы за вырубленный лес.
 
Даже если представить себе, что администрация района или прокуратура обратятся в суд с иском о причинении ущерба муниципальному району, эти миллионы в его бюджет не вернутся.
 
Все очень просто: на счете фирмы денег не окажется, руководство этой фирмы куда-то исчезнет, а арестовать технику (экскаваторы, бульдозер, самосвалы) не получится в силу того, что эта техника, по моим данным, не является собственностью данной фирмы. ООО «Унгун-Гранит» ее просто арендует у разных компаний.
 
В результате управление природных ресурсов правительства ЕАО, используя вот такой безаукционный метод выдачи лицензии на пользование недрами так называемым «первооткрывателям», практически лишает муниципальные районы возможности получать доход от имеющихся у них природных ресурсов.
 
При выдаче лицензии, по словам госпожи Кац, эти «первооткрыватели» делают разовый взнос, который, как я понимаю, поступает в областной бюджет. И на этом - все!
 
Дальше можно «грабить районы», где каждая лишняя копейка - на вес золота!
 
Земля - это их главное богатство, но маленькие лазейки в законе наши областные чиновники превращают в огромные «лазы», в которых эти богатства безвозвратно исчезают.
 
Один «лаз», два, три… - , и (о, чудо!) областное руководство рапортует о своих достижениях в виде увеличения доходов в бюджет субъекта, а бюджеты муниципальных районов оказываются на грани полного опустошения…
 
В связи с этим, я полагаю, начинать исправлять ситуацию надо с управления природных ресурсов и управления лесами правительства ЕАО.
 
Во-первых, хотелось бы, чтобы прокуратура области попросила предоставить ей документы, подтверждающие право ООО «Унгун-Гранит» на получение лицензии без проведения аукциона, а именно: свидетельство о факте открытия этой фирмой месторождения полезного ископаемого, заключение экспертизы о наличии на этом земельном участке полезного ископаемого, проведенной по заказу именно этой фирмой и ею оплаченной, документы, подтверждающие затраты данной фирмы на проведение всех видов работ по геологическому изучению недр этих двадцати пяти гектаров земли, расположенных вблизи с. Унгун Ленинского района ЕАО, а может быть, не только этих гектаров, но и остальных ста с лишним участков, на разработку недр которых выдавались лицензии без проведения аукционов.
 
Во-вторых, очень хотелось бы, чтобы прокуратура области попросила управление лесами правительства ЕАО предоставить реестр лесного фонда области с четко обозначенными границами, как того требует российское законодательство.
 
Редакция, со своей стороны, тоже намерена направить такие запросы в названные управления, ведь по большому счету при адекватном отношении к нашим богатствам со стороны чиновников разного уровня именно полезные ископаемые и лес действительно могли бы стать основным источником финансового благополучия региона в целом и муниципальных районов, в частности. Но сегодня этого почему-то не происходит…
 
По мере поступления ответов на наши запросы мы продолжим освещать эту тему.
 
Сергей Бурындин,
«Газета на Дом», №41
ст. «Лаз», два, три…»