Если санитарная зона совпадает по своим площадям с режимной, то все здания вокруг изолятора необходимо срочно ликвидировать. Также это означает, что все годы существования СИЗО, жители близлежащих домов рисковали здоровьем, а общественные, бытовые и торговые учреждения на этой территории были потенциальными эпидемическими очагами в центре Хабаровска?
Если санитарная зона совпадает по своим площадям с режимной, то все здания вокруг изолятора необходимо срочно ликвидировать. Также это означает, что все годы существования СИЗО, жители близлежащих домов рисковали здоровьем, а общественные, бытовые и торговые учреждения на этой территории были потенциальными эпидемическими очагами в центре Хабаровска?
2 февраля жители краевой столицы были ошарашены словами официального представителя УФСИН, Ирины Николаевой - о необходимости создания санитарной зоны вокруг следственного изолятора №1, по причине специфичности заболеваний «контингента» данного учреждения.
 
Эта информация была озвучена в Арбитражном суде, а потому сразу привлекла внимание не только обывателей, но и присутствующих журналистов. При этом, полковник Николаева пояснила, что в изоляторе встречаются, например, подследственные, больные туберкулезом и даже СПИДом, подразумевая, что отсутствие дополнительной санитарной зоны вокруг учреждения потенциально опасно для местного населения.
 
- Мы имели в виду, что возле каждого СИЗО в Российской Федерации установлена санитарная зона, которая в данном случае не выдержана, - пояснила Ирина Николаева.
 
Домашний очаг заболевания?
 
Не удивительно, что после заявления представителя УФСИН у жителей Кировского района, да и у остальных хабаровчан, возник закономерный вопрос: почему столько лет руководство СИЗО об этом молчало, подвергая опасности заражения смертельно опасными заболеваниями местное население? А также - что такое сама санитарная зона и насколько большой она должна быть.
 
Дело в том, что ранее речь шла о 50-метровой «режимной зоне» вокруг СИЗО №1, в которую попадают не только многочисленные магазины, краевая типография, редакция «Тихоокеанской звезды»», детский бассейн, но и жилые многоквартирные дома. Если санитарная зона совпадает по своим площадям с режимной, то все перечисленные здания необходимо срочно ликвидировать. Также это означает, что все годы существования СИЗО, жители близлежащих домов рисковали здоровьем, а общественные, бытовые и торговые учреждения на этой территории были потенциальными эпидемическими очагами в центре Хабаровска?
 
8 февраля, на основании данной информации, жители Кировского района, обратились к руководителю Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Татьяне Зайцевой с требованием провести санитарно-эпидемиологическую проверку СИЗО №1.
 
Кто говорит неправду?
 
Дальше события начали разворачиваться вполне предсказуемо. В своей оценке данной ситуации уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Березуцкий был очень дипломатичен и заверил СМИ, что в СИЗО почти идеальные условия содержания заключенных, да и медобслуживание на высоте. При этом, сами бывшие подследственные, имеют иную точку зрения.
 
Мы побеседовали с тремя хабаровчанами, не так давно оказывавшимися в изоляторе, после того, как следствие перевело их из разряда «свидетелей» в «подозреваемые». Как известно, «от сумы и от тюрьмы не зарекайся»… Разумеется, все наши интервьюеры пожелали остаться анонимными, однако с готовностью поделились своими впечатлениями от пребывания в СИЗО.
 
- Более страшное место трудно себе представить. Во-первых, нормальному человеку психологически трудно находиться в подобном заведении, а во-вторых… это обстановка! Народу много, очень тесно, от этого душно. И люди там, сами понимаете, какие… мне, откровенно говоря, страшно было даже браться за посуду - видел разные болячки на руках многих…А потом… все же знают, что масса вещей курсирует в СИЗО и из него. Что там на них разносится, можно только догадываться. Но, кстати, как только поднялась эта шумиха в СМИ, все «дополнительные возможности и передачки тут же прикрыли, - рассказывает обитатель следственного изолятора.
 
По словам другого сидельца, «в СИЗО свозят всех подряд – и проштрафившихся начальников, и реальных уголовников, и бомжей. Поэтому вполне приличный человек может легко подцепить какую-нибудь заразу от других обитателей камеры.
 
- За этим никто особо не следит. Видимость медицины там есть, но самой медицины, как таковой, и профилактики не чувствуется, - говорит подследственный.
 
Третий собеседник был еще более натуралистичен. По его словам, он видел в изоляторе крысу. Именно крысу, а не мышку.
 
- Думаю, она там не одна живет. Хотя чему удивляться – антисанитария, помещения старые, народу много… Слышал там какие-то катакомбы под землей есть, вот наверное, там крысы и живут. А вообще, это ведь касается не только самого СИЗО. Мы же все взрослые люди, хорошо понимаем, что эти крысы сегодня в СИЗО, а завтра – в соседней многоэтажке, - завершает наш собеседник.
 
Хочется заметить, что непосредственно на сайте уполномоченного по правам человека присутствуют обращения граждан, столкнувшихся с туберкулезом, в том числе и в пенитенциарных учреждениях. Вероятнее всего, проблема действительно имеет место, но о ней предпочитают умалчивать.
 
Край на краю эпидемии?
 
Возвращаясь к заявлению представителя УФСИН о необходимости санитарной зоны вокруг изолятора, а также ее упоминание такого заболевания как туберкулез в этом контексте, хочется ближе познакомиться с реальной эпидемиологической ситуацией в нашем крае.
 
Из последних новостей мы знаем, что уже в начале этого года, депутаты Законодательной думы Хабаровского края направили председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву обращение с предложением о принудительных госпитализации и лечении больных заразными формами туберкулеза. В официальной информации на сайте думы указано, что в Хабаровском крае растет число больных туберкулезом: уровень заболеваемости у нас оказался выше аналогичных показателей по России в 1,8 раза.
 
«В большинстве случаев это граждане, ведущие асоциальный образ жизни» - цитата.
 
Очевидно, что эти слова перекликаются с высказыванием представителя УФСИН об особенностях «контингента» в СИЗО. Тогда почему до сих пор не были предприняты никакие меры по защите населения от опасности, исходящей из режимного объекта? Есть ли статистика по заболеваемости жителей Кировского района нам неизвестно, потому что ни один официальный источник не решится «выносить сор из избы».
 
Вероятно, подобная информация может всплыть только на фоне настоящего ЧП, когда скрыть очевидное будет уже невозможно.
 
У кого искать помощи?
 
Чем больше мы углублялись в данный вопрос, тем больше наталкивались на противоречивую информацию, а также на некий негласный заслон, который постоянно выставляют чиновники, стоит лишь упомянуть о причастности к теме СИЗО.
 
С одной стороны, ситуация с туберкулезом в крае стабильно сложная, с другой, якобы, предприняты все меры по нераспространению заболевания. Но опять же, стоит обратиться к фактам, и миф о видимом благополучии начинает пугать.
 
Если анализировать годовую статистику по уровням заболеваемости и смертности в Хабаровском крае от туберкулеза, то они неуклонно растут. При этом, стационарные отделения переуплотнены больными. И, к сожалению, именно тем асоциальным «контингентом», о котором говорила полковник Ирина Николаева. А потому в этих учреждениях нередко возникают проблемы с дисциплиной, и сами больные зачастую путешествуют по городу, уезжают домой, заражая окружающих по дороге. Надо ли упоминать о том, что тот же самый «контингент» чаще всего оказывается в СИЗО или носит туда передачи?
 
О ситуации в самом изоляторе мы узнаем чуть позже – после проведения проверки Роспотребнадзора, однако есть и еще один фактор, о котором помнят только жители соседних с режимным объектом домов. Посетители изолятора, не только навещают своих друзей и родных в неволе, но и зачастую ожидают времени посещения в ближайших подъездах. Это можно наблюдать и сейчас… Оно и понятно, на улице зима, холодно. Но каково жильцам этих домов, исходя из всех приведенных фактов?
 
Получается, представитель УФСИН была права – СИЗО нуждается в дополнительной, «чистой» санитарной зоне. Однако, как быть со всеми теми объектами и жилыми домами, которые расположены на ее потенциальной территории? Но еще серьезней вопрос – почему законопослушные хабаровчане должны освобождать свои дома, ради расширения территории изолятора? А главное, неужели такому объекту место в центре краевой столицы?
 
Как бы там ни было, а ситуация ухудшается с каждым днем. Например, нам стало известно, что цены на жилье в Кировском районе стремительно падают, особенно в соседствующих СИЗО многоэтажках. Это свидетельствует о том, что власти намереваются расчищать периметр изолятора, либо люди сами сбегают с этой территории.
 
Возможно, помимо расширения периметра будут возведены новые здания режимного объекта (например, медчасть), либо использованы уже существующие строения. Вероятно, именно поэтому было остановлено строительство МТЦ «Счастье», о котором так много сейчас говорится. Этого пока не решается сказать ни один чиновник, а само руководство СИЗО уже давно игнорирует обращения граждан.
 
Именно поэтому в нашем материале вместо каждого заголовка, вопросы, ответы на которые, судя по всему, мы узнаем уже в скором будущем.
 
Николай Иванов
 
Справка
 
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, СИЗО входит в группу объектов 7.1.12 «Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг» и относится к объектам класса IV, для которых санитарно-защитная зона должна составлять 100 м.
 
Отсутствие санитарно-защитной зоны установленного размера создает угрозу для здоровья населения, проживающего на расстоянии менее, чем 100 м от объекта.
 
С целью обеспечения безопасности населения и защиты его прав должны быть приняты меры по вынесению СИЗО из населенного пункта, так как других способов снизить угрозу здоровью населения при таком расположении объекта нет.
 
От редакции: Нам известно, что этот материал автор направил для публикации и в другие хабаровские СМИ. Однако, так совпало, что еще на прошлой неделе мы также отправили подобные вопросы руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю Татьяне Зайцевой. Приведем некоторые из них, касающиеся данной темы.
 
Уважаемая Татьяна Анатольевна!
 
1. Недавно некоторые информагентства распространили недавно информацию, полученную, как ни странно, из уст начальника юридической службы краевого УФСИН о том, что (цитирую) расстояние, обеспечивающее санитарную безопасность между СИЗО-1 и городской инфраструктурой не обеспечивается. При этом, по ее словам, в СИЗО нередко находятся подследственные, больные туберкулезом и даже СПИДом. Несет ли опасность тюремный контингент жителям этого микрорайона, и существуют ли в вашем ведомстве требования по созданию санитарных норм безопасности именно к пенитенциарным учреждениям? Если существуют, то каковы они, и почему СИЗО в случае их нарушения уже долгие годы существует в центре города?
 
2. Какова вообще сегодня в крае ситуация со СПИДом, о котором, мы, слава богу, вроде забыли?
 
3. В нашу редакцию нередко обращались люди, ездившие в автобусе, в котором регулярно ездили также люди, больные туберкулезом. Какова сегодня ситуация с этим серьезным заболеванием?
 
Никакого ответа от руководителя краевого Роспотребнадзора редакция пока не получила, несмотря на существование нормативных сроков для такой процедуры, согласно Закону «О СМИ».