Валерий Усольцев
Валерий Усольцев
За всей круговертью дел я забыл помянуть 10 ноября своего друга и коллегу Валерия Петровича Усольцева. Не пойму даже, в каких роботов мы превращаемся с нашей ненормальной кризисной репортерщиной. А Валера был другим. Его сердце перестало биться поздней осенью 2010-го. Тогда в Хабаровске, как и нынче, впервые выпало много-много снега. И, по-моему, тоже был циклон.
 
Знаю, что родился Валера в Брянске. Когда «Дебри» разместили некролог, из этого города тут же пришло сообщение от племянников Усольцева. Тогда же прислали свои соболезнования и его однокашники по Сызранскому военному авиационному училищу. Проникновенные слова об отце написал на «Дебрях» и сын Усольцева Александр. Это дорогого стоит. Значит, помнили… и как папу, как дядю и как летчика… А мы помним его как коллегу…
 
Надо сказать, Петрович помимо иных увлечений очень любил спорт, был заядлым автомобилистом. Его материалы в журнале «За рулем», которые мы публиковали еще в 2003-2005 годах, отличались мастерским умением Валеры соединить технику и человека, даже целую историю машин и судьбы людей.
 
Мне это чрезвычайно импонировало. Это была не просто машинная журналистика, это была техно-публицистика с человеческим лицом.
 
А еще я очень хотел, чтобы Петрович в свое время вместо меня занял должность главреда хабаровских редакций «За рулем» и «АиФа». Его организаторский, творческий талант это позволял сделать в полной мере. Я очень жалею, что не смог этого сделать, не сумел, хотя и старался.
 
Петрович не был меркантильным человеком, никогда не считал, как некоторые отдельные наши коллеги, «что-почем». Он искренне верил в порядочность отношений, в порядочность тех же главных редакторов и прочих руководителей СМИ, кстати, никогда не требовал заработанных и заслуженных гонораров, не умел плести интриги, а умел лишь работать, работать и работать. И некоторые издатели этим пользовались, порой в своих мелочных интересах.
 
Не выходит из памяти тот ноябрьский день трехлетней давности, когда я позвонил одному из руководителей такого издания с просьбой разместить небольшой некролог об уходе из жизни Валеры, этот руководитель направил меня в свою рекламную службу, которая предложила мне заплатить за размещение этого некролога.
 
Между прочим, Валерий Петрович до последнего дня публиковался и в этой газете тоже. Я бы таких главредов на месте губернатора Шпорта снимал с должности. Впрочем, не мое это дело.
 
Знаю, что сейчас в архивах некоторых изданий, в так называемой редакционной корзине лежат материалы Валерия Петровича. Замечательные душевные большие тексты, прекрасного качества и ракурса фотографии. Усольцев умел писать и снимать.
 
Похоронили его в 20-м секторе центрального кладбища Хабаровска, почти у оврага. Народу было много. Мне тогда очень хотелось, чтобы журналистские проекты, которые не закончил Валера, были завершены и продолжены другими.
 
Одним из самых значительных произведений Валерия Усольцева должна была стать книга о малоизвестных страницах истории дальневосточной авиации. Одна из глав была написана буквально за несколько недель до смерти автора. Но надежды на то, что кто-то допишет ее, сейчас уже почти нет.
 
Андрей Мирмович,
редакция «Дебри-ДВ».