После выборов окружение президента переживает прилив реформаторского энтузиазма. Главная задача - переизбрание Владимира Путина - с блеском выполнена. И теперь без опаски можно "разморозить" радикальные проекты, которые были отложены на второй срок.

 

"ПЕРМСКИЙ ШАР"


Еще в 2001 году кремлевская администрация поручила Минэкономразвития обосновать целесообразность укрупнения российских регионов. Два года коллектив ученых под руководством министра Германа Грефа трудился над поставленной задачей. В начале 2003 года все наработанное передали заказчику. Но в администрации решили не спешить. Зачем будоражить региональную элиту в преддверии президентских выборов?

Однако, чтобы прощупать настроения, пробный шар все-таки запустили. Одновременно с думскими выборами провели референдум относительно объединения Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области. Оказалось, что 90 процентов населения "за".

Осведомленные люди рассказывают: сами авторы идеи полагали, что она провалится. Не провалилась. Увидев столь массовую поддержку, кремлевские политтехнологи поняли: процесс объединения абсолютно управляемый, и население проголосует за все, что ему предложат.

 

СКРЫТЫЕ ОПАСНОСТИ


Зачем вообще понадобилось перекраивать карту России? Чтобы легче было руководить региональной элитой? Но губернаторы и так беспрекословно выполняют все команды Москвы.

Однако в президентской администрации считают, что нельзя полностью полагаться на нынешнюю идиллию. Риск того, что местные бароны вновь заявят о своих политических амбициях, по-прежнему существует. Дело в том, что за годы правления практически все региональные лидеры стали по совместительству региональными олигархами. У каждого из них хорошо отстроенный бизнес: свои торговые сети, своя доля в заводах и предприятиях, свои медийные ресурсы. Рано или поздно экономическая самостоятельность приведет и к политической самостийности.

Есть и другая опасность. Небольшие регионы полностью контролируются отдельными финансовыми группами. Чукотка - это вотчина Абрамовича, Таймыр - "Интерроса", Вологодская область- "Северо-стали", Липецкая - Новолипецкого металлургического комбината и т.д. Чем меньше регион, тем легче его узурпировать столичному олигарху. Автоматически выстраивается цепочка, благодаря которой олигархи отстаивают свои интересы: свой губернатор-лоббист, свои депутаты в Госдуме, свои представители в Совете Федерации.

Наконец, президентская администрация замучилась лавировать между богатыми и бедными регионами. Одни жалуются, что у них все забирают, другие - что им недодают. В общем, проблема назрела. Укрупнив регионы, Кремль рассчитывает одним махом разрубить гордиев узел. Выбить из-под губернаторов экономическую базу, подорвать влияние олигархов и заодно переложить заботы по примирению богатых и бедных регионов на руководителей объединенных образований.

 

СПЕЦОПЕРАЦИЯ "ТРЕТИЙ СРОК"


Сам Владимир Путин при обсуждении перспектив объединения регионов в широком кругу единомышленников заявлял следующую позицию: укрупнять регионы надо, но поправки в Конституцию лучше вносить под занавес правления, чтобы действующего президента ни в чем не заподозрили. При этом Владимир Владимирович загадочно улыбался.

По словам наших информированных собеседников, перекрой административного деления должен стать прикрытием другой операции. Под шумок, когда в Конституцию будет вноситься сразу несколько поправок, легко протащить норму, разрешающую президенту баллотироваться на третий срок. Собственно, такие планы и вынашивает группа силовиков, в которую входят генпрокурор Владимир Устинов, директор ФСБ Николай Патрушев, заместители руководителя кремлевской администрации Игорь Сечин и Виктор Иванов (см. "МН" N9 "Все на выборы 2008!").

То, что вышеупомянутый проект достаточно серьезен, обозревателю "МН" подтвердил и один известный экономист, долгое время работавший во власти. Он же и объяснил, под каким соусом все это преподнесут электорату. "Сама идея укрупнения регионов нормальная. Управлять 89 субъектами Федерации очень сложно. Но ведь все изменения, касающиеся регионов, должны быть закреплены в Конституции. Сначала в Конституцию внесут технические "поправки" относительно Иркутской области, затем Магаданской области, вслед - Бурятии. А потом никто и не заметит исчезновения абзаца, ограничивающего пребывание на президентском посту двумя сроками. Технологически все будет сделано очень грамотно. Если бы мне это поручили, я бы действовал именно по такому сценарию&quot.

 

ПРЕЗИДЕНТ СТАНЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ


Есть информация о существовании более мягкого варианта, позволяющего Путину остаться на Олимпе власти после 2008 года. Одновременно с изменениями по укрупнению регионов предполагается закрепить в Конституции и статус Госсовета, который сейчас законодательно не оформлен. Поскольку Россия федеративное государство, вполне логично, чтобы именно Госсовет стал главным органом страны. Проще говоря, в России будут президент, премьер-министр, спикеры Совета Федерации и Госдумы, лидеры политических партий, а над всем - Высший государственный Совет. Возглавит его после 2008 года, естественно, Владимир Путин.

Заготовлено и подходящее название для новой должности - Председатель ВГС. Единственный негатив, что в истории уже был один Председатель. Но с момента смерти великого кормчего прошло больше 30 лет. И у подавляющего большинства населения не возникнет ненужных ассоциаций.

 

НАДЕЖНЫЕ НАЗНАЧЕНЦЫ


Поговаривают, что заместители руководителя администрации Владислав Сурков и Александр Абрамов уже нарисовали карту нового административного деления и прикинули, кого в какой округ откомандировать. Сегодня, как известно, существует 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. В принципе можно было объединить субъекты Федерации по уже существующей схеме. Но кремлевские стратеги смекнули, что тогда непросто будет отправить в отставку полпредов президента. А по замыслу институт полпредов должен быть ликвидирован.

В какой-то момент в Кремле решили объединить регионы, ориентируясь на военные округа. Но испугались обвинений Запада, что в России создаются оплоты диктатуры. Потом территорию страны хотели поделить на 10-11 округов, но и от этой идеи пришлось отказаться. Выяснилось, что столько надежных людей для работы на местах просто нет. Дело в том, что при составлении новой карты кремлевские технологи большей частью ориентировались на личности, а не на географические особенности региона.

В итоге округов осталось восемь. Планируется, что в Дальневосточный округ войдут Камчатка, Чукотка, Магадан, Хабаровский край, Приморье, Сахалин, Еврейская автономная область. На дальневосточный форпост министр обороны Сергей Иванов лоббирует кандидатуру своего извечного оппонента - начальника Генштаба Анатолия Квашнина, чтобы убрать его подальше из столицы.

Забайкальский округ объединит Якутию, Бурятию, Амурскую, Читинскую и Иркутскую области. Один из самых богатых регионов, в котором есть даже алмазы, обещали новому министру природных ресурсов Юрию Трутневу. Если, конечно, он хорошо зарекомендует себя в правительстве.

Енисейский округ: Таймыр, Эвенкия, Тува, Хакасия, Красноярский край. Сюда планируют перебросить Сергея Шойгу. Для тувинца Шойгу это родные места.

Сибирский округ: Ямало-Ненецкий округ, Ханты-Мансийский, Омская, Томская, Новосибирская, Тюменская, Кемеровская, Свердловская, Челябинская области, Алтай. Его должен возглавить кемеровский губернатор Аман Тулеев. В Кремле исходили из того, что во главе основного нефтеносного региона должен быть человек, не связанный с нефтяниками и абсолютно лояльный власти.

Северо-Западный округ соберет Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Псковскую, Новгородскую, Калининградскую области, Карелию, Ленинградскую область с Санкт-Петербургом. На этот округ пока рассматриваются два претендента: губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и полпред президента Илья Клебанов.

Центральный округ: Смоленская, Тверская, Ярославская, Брянская, Ивановская, Курская, Калужская, Орловская, Тульская, Рязанская, Тамбовская, Липецкая, Воронежская, Белгородская, Московская области и Москва. Руководство им, вероятно, вверят полпреду президента Георгию Полтавченко.

Волжский округ: Нижегородская, Костромская, Ульяновская, Пензенская, Кировская, Пермская области, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Татарстан, Башкирия, а также Оренбургская, Саратовская, Волгоградская и Астраханская области. Здесь на хозяйстве останется Сергей Кириенко. Хотя сам Кириенко давно рвется на большую работу в Москву, решено пока попридержать его в глубинке.

И последний, восьмой округ - Южный. Он охватывает Калмыкию, Дагестан, Ростовскую область, Краснодарский край, Ставрополь, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию, Ингушетию, Республику Адыгея и Чечню. Сюда назначенца еще не присмотрели, все будет зависеть от ситуации в Чечне.

 

ФРАДКОВ В РОЛИ КАМИКАДЗЕ


Понятно, что у губернаторов готовящиеся перемены энтузиазма не вызовут: у них выбивают почву из-под ног. В конце концов они, конечно, капитулируют, так как понимают, что в противном случае повторят судьбу фрондирующего бизнеса. Практически на каждого есть толстая папка с компроматом. Но прежде предстоит тяжелая схватка. Кремлевские администраторы не собираются трепать себе нервы, роль камикадзе они отводят новому премьеру Михаилу Фрадкову. В ближайшее время проект укрупнения регионов будет направлен в аппарат "Белого дома". При этом в администрации цинично говорят: "Фрадков - временщик. Ему терять нечего. Пусть поработает на хозяина, чтобы к 2008 году Путину было куда уйти".


 
Елена Дикун, «Московские новости», № 10, 2004 г.