До последнего казалось, что у Сергея Дарькина хватит чувства юмора и он откажется от чести быть представленным к присвоению звания «Почетный гражданин Владивостока». Когда на соискание подобных званий представляют действующего чиновника, каким бы гениальным управленцем он ни был, в этом всегда есть большая доля подхалимажа.

 

«Казус Грызлова» и «прецедент Розова»

 

С. Дарькин
С. Дарькин

Не случайно в прошлом году у спикера владивостокской думы Валерия Розова хватило мужества в аналогичной ситуации взять самоотвод. Более того, раньше в нормативном акте о данном почетном звании существовало специальное положение, прямо запрещавшее выдвигать действующих чиновников. В 2006-м его убрали — «под Грызлова», чтобы сделать спикера Госдумы почетным владивостокцем (только за то, что Борис Грызлов родился и провел первые четыре года жизни во Владивостоке). Корм оказался явно не в коня: позже Грызлов выступил с уничижительными заявлениями в адрес владивостокцев, поддержав разгон собрания горожан подмосковным ОМОНом «Зубр».

 

Но Путин с ним, с Грызловым, — сейчас речь о Дарькине. Казалось, что он — хотя бы в силу сравнительно молодого возраста — способен относиться к себе с иронией. Вроде бы в больном самолюбии Дарькин не замечен. Необходимость личного пиара? Она, по крайней мере, на территории края отпала — со взлетом вертикали и отменой выборов. Не артист, чтоб звания собирать. Политик трезвый, иллюзий по поводу отношения владивостокцев к собственной персоне испытывать не должен бы. Представить, что Сергея Михайловича не обслужили вне очереди в муниципальной библиотеке (одна из льгот для почетных граждан Владивостока) трудно. Право внеочередного приема мэром для него тоже вряд ли актуально, равно как и ежемесячная выплата в 10 тысяч рублей, бесплатный проезд на автобусах и льгота по земельному налогу.

 

Тогда на кой ему это? Встать вровень со спикером Госдумы Грызловым, тоже почетным гражданином города нашенского? Так Грызлов — Дарькину не чета: «барыгами» обзывался, обещания «проявлять еще более  пристальное внимание к проблемам своей «малой родины» не сдержал, как получил знак «Почетный житель Владивостока» из рук тогдашнего мэра Николаева, так четыре года глаз сюда не кажет. Дарькин-то для грызловской «малой родины» больше сделал (сделал, сделал!). Но как оно аукнется и как «нам здесь жить» будет — время только покажет.

 

Как только оно показало, что достоин этого звания (спустя два десятка лет после завершения работы в Приморье) бывший первый секретарь Приморского краевого комитета КПСС Виктор Ломакин. Что достоин этого звания скончавшийся на днях заслуженный строитель РФ Геннадий Котик. Он получил звание в предпенсионном возрасте, в 1995-м, когда его трест построил во Владивостоке центр материнства и детства, диагностический центр, ВДЦ «Океан», «тысячекоечную» больницу, объекты ДВО РАН, учебные корпуса ДВГУ, ВГУЭС, медицинского университета, Дальрыбвтуза, ТГЭУ, ДВГУ, МГУ им. Невельского, цирк, Дворец пионеров, театр имени Горького, здание мэрии, спортивный комплекс «Олимпийский», жилмассивы Минного городка, улицы Спортивной, Змеинки, Шилкинской, Верхнепортовой… Что достойна звания первая в мире женщина-капитан Анна Щетинина, ставшая «почетной» в 1978 году — уже после организации здесь рыбного порта, после «проявленного мужества в операциях на Балтике» в годы войны, после десантных операций на Курилах, преподавания в альма-матер нынешнего губернатора, получения ряда правительственных наград, да Бог знает чего еще!

 

Раздача поощрений депутатами, не выпрямляющими единожды прогнувшуюся спину, и девальвирует само  звание, и оскорбляет тех, кто его уже имеет, да простят нас уважаемые почетные граждане  Владивостока. И тысячу раз прав (к счастью, не удостоившийся звания) земляк Лагутенко: наступили времена почище.

 

Кулуарным путем

 

Все эти соображения носят сугубо этический, а значит, относительный и «не подшиваемый к делу» характер (в последнее время вообще складывается впечатление, что этика и современная российская политика — вернее, то, что от нее осталось — вещи несовместимые). Вместе с тем в ходе процедуры присвоения званий почетных владивостокцев в 2010 году были зафиксированы странные (и беспрецедентные, если вспомнить прошлые годы) телодвижения, которые, возможно, слабо стыкуются не только с моральными нормами, но и с действующим законодательством.

 

Напомним, что в этом году впервые комиссия, рассматривавшая поступивший в думу список кандидатов в почетные граждане, заседала в закрытом от СМИ (а значит, и от населения в целом)  режиме. В думе подчеркнули, что такую инициативу выдвинули не депутаты, но председатель Совета почетных граждан Владивостока Светлана Морозова — а уже депутаты с ней согласились, за исключением непробиваемого оппозиционера Николая Марковцева, тут же справедливо заявившего, что «теперь у прессы и жителей Владивостока будет лишний повод усомниться в честности подобного выбора». Эта комиссия и составила «шорт-лист», рассмотрев все 12 кандидатур и рекомендовав думе проголосовать за три — контр-адмирала в отставке Юлия Гераськина, президента торгового порта Владивостока Михаила Робканова и губернатора Сергея Дарькина. Хотя и среди оставшихся за бортом было немало достойных и заслуженных людей — от скульптора Валерия Ненаживина (автора памятника Осипу Мандельштаму у ВГУЭСа, монумента погибшим в локальных войнах, установленного у Дома молодежи, и т.д.) до музыканта Ильи Лагутенко, чьи заслуги в пиаре Владивостока поистине трудно переоценить.

 

Как всегда подчеркивалось, решения комиссии носят сугубо рекомендательный характер. То есть на заседании Думы Владивостока, где принимается официальное решение о присвоении почетных званий, по идее, депутаты должны были рассматривать каждую кандидатуру в отдельности (хотя они и принимают к сведению рекомендации комиссии, но не более). Однако на этот раз в ходе заседания, прошедшего в минувшую пятницу, было продемонстрировано новое ноу-хау. Возможно, кто-то опасался, что голосование пойдет не по плану; возможно, сверху поступило указание в год 65-летия Победы и 150-летия Владивостока (на которое должен приехать сам президент Медведев; а ведь регалии почетных граждан вручаются именно в день города) избрать почетными ветерана (Гераськина), представителя социально ответственного бизнеса (Робканова) и лояльного саммитоносного руководителя (Дарькина); но только депутатам было предложено голосовать лишь за эти три названные кандидатуры. Выходит, комиссия (состоящая из равных долей депутатов, представителей мэрии и членов Совета почетных граждан Владивостока) фактически отобрала у думы право присвоения званий, оставив депутатам лишь привилегию штамповки кулуарно, за закрытыми дверьми принятого решения. Более того, еще одно новшество заключалось в том, что голосовали единым списком: за тройственного кандидата по фамилии Гераськин-Робканов-Дарькин. И решение было торжественно принято 22 голосами при одном воздержавшемся и одном «против», несмотря на протесты — правильно — того же Марковцева.  

 

Дарькин в мраморе

 

Сейчас инициаторы выдвижения в почетные граждане Ильи Лагутенко в лице известного приморского кавээнщика Сергея Матлина намереваются оспорить в суде или прокуратуре принятое думой решение. Матлин считает, что депутаты нарушили три нормы муниципального акта о почетных гражданах, и оценивает произошедшее как «правовой беспредел». Во-первых, нельзя было голосовать списком, во-вторых, на заседании следовало рассматривать все 12 кандидатур, в-третьих, никто не видел письменного согласия Дарькина быть представленным к званию (так положено; хотя заявление, понятно, можно написать и задним числом).

 

А пока суд да дело, во Владивостоке уже к 150-летию появится мраморная доска, на которой высекут имена всех почетных жителей. Но вне зависимости от успеха или неуспеха инициативы Сергея Матлина уже очевидно, что в Приморье научились создавать скандалы буквально из ничего — достаточно вспомнить недавнее неизбрание Галуста Ахояна сенатором. С другой стороны, некоторые защитники Ильи Лагутенко считают, что ему повезло, потому что оказаться в одной компании с Борисом Грызловым после его упомянутых резких заявлений пожелает далеко не всякий человек, имеющий отношение к Владивостоку. Кстати, Грызлов на днях опять выступил со странным, если не сказать больше, заявлением. «На одну из избирательных кампаний я шел со слоганом «Борис Грызлов грызет козлов». Я думаю, что к этому слогану пришла пора вернуться», — сказал данный почетный гражданин Владивостока на расширенном заседании совета сторонников «Единой России». Теперь неполиткорректные блогеры именуют Грызлова не иначе чем «козлогрыз»…

 

Егор Кузмичев,

«Новая газета» во Владивостоке», 20.05.10.

 

Дословно

Илья Лагутенко: «Владивосток — необычайно красивый, но управляется из рук вон плохо»

 

Лидер владивостокской группы «Мумий Тролль» прокомментировал решение городской думы о присуждении звания «Почетный гражданин Владивостока» губернатору Приморья Сергею Дарькину, которому экстравагантный музыкант уступил по итогам депутатского голосования:

 

«Недавно молодежные организации родного для нас Владивостока выдвинули меня на звание почетного гражданина города. Конечно, я очень благодарен за доверие. Считаю, что Владивосток может быть самым рок-н-ролльным городом на планете Земля.

 

Да, в итоге я проиграл при голосовании в городской думе губернатору Приморского края Дарькину, но что поделаешь? Депутаты и молодежь живут в разных мирах. Вообще, звания, титулы — это все очень условно. Главное, чтобы у людей было видение будущего и настоящего этого города. Он необычайно красивый и уникальный, но, к сожалению, в последние десятилетия из рук вон плохо управляется. Может быть, почетные звания подстегнут правителей к тому, чтобы подумать, как улучшить жизнь людей, которые там живут и работают».  

 

«Новая газета» во Владивостоке», 20.05.10.