Коронавирус едва ли не полностью закрыл общественно-политическое пространство. Конечно, беда, и беда большая. Но, как бы там ни было, жизнь, черт возьми, не стоит на месте. Крестьяне полным ходом готовятся к посевной - иначе мы все помрем уже не от вируса, а от голода. Несмотря на постановление г-на Мишустина о закрытии границы РФ, грузы продолжают перемещаться - и через сухопутные погранпереходы, и, самое главное, через морские порты; иначе полный коллапс - специалисты знают, что 80 процентов всей мировой логистики - это грузы «deepsea», то бишь морские перевозки. Попробуй-ка их останови?..
 
Продолжается, естественно, жизнь и в общественно-политическом пространстве - со своими традиционными казусами и интригами. Одна из таких интриг прямо сейчас - на наших глазах - разворачивается вокруг очередного присвоения звания «Почетный житель Владивостока». Мероприятие это и так каждый год проходит с непременным соблюдением ритуалов - кулуарных переговоров и таинственных завихрений, однако обряд текущего года по своей скандальности, пожалуй, сможет переплюнуть все «достижения» последних лет.
 
…Не раз доводилось уже об этом писать, но, коль скоро никаких подвижек нет, придется еще раз высказать несколько соображений - капля камень точит. Не секрет, что некоторое количество лет назад городская дума Владивостока приняла МПА (муниципальный правовой акт), согласно которому звание «почетного» присваивается один раз в год одному человеку, и приурочивается это событие к очередной годовщине города.
 
Решение, на мой взгляд, абсолютно бестолковое, однако у его инициаторов и сторонников всегда наготове два неменяющихся аргумента. Во-первых, считают они, если увеличить количество «почетных», то само звание будет девальвировано/обесценено. Во-вторых, льготы, положенные «почетным», ложатся тяжким бременем на бюджет города, которого и без того ни на что не хватает.
 
Оба аргумента не выдерживают никакой критики. Что касается обесценивания звания, то больше всего усилий к этому приложили сами господа депутаты, которые в течение нескольких лет присваивали это звание Борису Грызлову (кто его помнит вообще?), Игорю Шувалову (который был назначен президентом присматривать за строительством объектов саммита АТЭС) и Сергею Дарькину (вот последний, на мой личный взгляд, это звание заслужил однозначно - одним только строительством моста через Золотой Рог, но давать «почетного» действующему губернатору - верх политического лизоблюдства). Полагаю, что, пока эти решения не дезавуированы (то бишь звания не отозваны), у депутатов гордумы, чиновников мэрии и иных причастных к принятию решения персон, нет абсолютно никакого морального права говорить о девальвации. Тем более что во Владивостоке, к счастью, немало действительно достойнейших и заслуженных людей, много сделавших на благо родного города.
 
Что касается финансовой составляющей, то это даже не смешно. Льготы и так-то всегда были мизерными, а после того, как несколько лет назад прокуратура сочла их противоречащими действующему законодательству, от них фактически осталось одно название - рядовой пенсионер в Москве имеет больше привилегий, чем наши «почетные».
 
В этом году - исключительно в связи с юбилеем Победы и очередным юбилеем города - дума с необычайной легкостью внесла изменения в свой же МПА, решив на этот раз (по сути, в порядке исключения) присвоить звание двум заслуженным горожанам. Легкость показательная - было бы, как говорится, желание.
 
Однако, сказав «а», депутаты постеснялись сказать «б». Давным-давно витает в воздухе (и робко обсуждается) здравая идея о том, что лимит вообще надо отменить; как показала свежая практика, МПА легко корректируется. Повторюсь: в городе немало по-настоящему заслуженных и уважаемых людей, которые в самом широком понимании давно уже являются почетными владивостокцами. Многие из них в уже весьма и весьма почтенном возрасте; некоторые лишь чудом и далеко не с первого раза успевают получить это звание на излете жизни, как это случилось с легендарным ледовым капитаном Вадимом Абоносимовым.
 
Казалось бы, что проще: ну отмените вы этот позорный норматив, не раздавая при этом бездумно почести налево и направо (как это уже бывало - см. выше), а взвешенно и разумно подходя к каждой фигуре, к каждому решению. Ан нет. Складывается впечатление, что само присвоение звания становится неким ресурсом, который его обладатели используют исключительно в собственных целях, главная из которых - наращивание политического капитала.
 
Печально, если так.
 
В этом году может оказаться печально вдвойне.
 
Позавчера, вечером 31 марта, истек срок подачи документов на выдвижение наших земляков на присвоение почетного звания. Однако, каков окончательный список соискателей, рассказать, к сожалению, невозможно, потому что эту тайну аппаратчики мэрии и думы охраняют более свирепо, чем Тихоокеанский флот оберегает тайны районов боевого позиционирования ударных атомных субмарин.
 
Что касается неофициальной информации, то известно, что на присвоение звания выдвинуты как минимум трое соискателей. Это председатель городского совета ветеранов Сергей Константинович Кондратенко, руководитель ветеранской организации Дальневосточного морского пароходства Владимир Платонович Легецкий, создатель и руководитель галереи современного искусства «Артэтаж» Александр Иванович Городний.
 
Я имею честь много лет быть знакомым с каждым из них, а потому твердо убежден и имею моральное права сказать - все трое не просто заслуживают, а давно заслужили это звание. С Кондратенко, тогда бравым полковником, заместителем командира дивизии морской пехоты ТОФ, мы познакомились и подружились четверть века назад, в феврале 95-го, в Грозном. Там было непросто. Однако и потом было непросто: именно Кондратенко по возвращении из Чечни инициировал создание приморской «Книги памяти» с поименным указанием всех погибших на Северном Кавказе. С тех пор мы с ним подготовили четыре выпуска этой книги; скорбный список, к сожалению, продолжал расширяться. Именно на Кондратенко всегда лежала вся оргработа - переписка с воинскими частями, военкоматами, а главное - с родителями. Не знаю, как он все это вытянул. А уж о его авторитете в городской ветеранской организации и говорить нечего.
 
С Легецким мы тоже давным-давно знакомы. Он типичный представитель Владивостока, моряк, обошедший весь мир. За много последних лет не знаю ни одного руководителя ДВМП, который бы не прислушивался к его спокойному голосу, взвешенным суждениям. И, кстати, представляют его к давно заслуженному званию уже не в первый раз.
 
Что касается Городнего, то он сам по себе уже давно превратился в городскую легенду. Абсолютный бессребреник, собиратель уникальной коллекции, он всю ее подарил Владивостоку. Навскидку приходят на ум только две аналогии: Павел Третьяков, подаривший Москве свое уникальное собрание, и Соломон Гуггенхайм, подаривший свою не менее уникальную коллекцию Нью-Йорку; оба они, кстати, собирали современное им искусство. Владивостоку крепко повезло с Городним; ни у кого из наших соседей и близко нет ничего подобного. Еще один штришок: впервые (так - !) в истории процедуры кандидатуру Городнего выдвинули более сорока организаций и лиц, имеющих на это право.
 
Но вакансий, напомню, всего две. При этом ходят глухие слухи, что есть якобы чье-то негласное указание (говорю ж - поле для торга), чтоб в юбилейный год присваивать звание исключительно ветеранам. Негласные указания, как известно, недоказуемы, но если это так, то это крайне унизительно: вспоминать о ветеранах исключительно в связи с круглой годовщиной Победы.
 
Упаси меня бог кого-то в этом тексте кому-то противопоставлять. Разве что чиновников - народному голосу. А что касается соискателей «почетного» звания - все трое (во всяком случае, те, о которых известно) более чем достойны.
 
Но вот хватит ли у народных избранников принять соответствующее решение - вопрос открытый.
 
Андрей Островский
«Новая газета во Владивостоке», №536, 2.4.20
https://novayagazeta-vlad.ru/536/politika/nechetnye-pochetnye.html