Андрей Мирмович
Андрей Мирмович
С некоторых пор мне перестали нравиться некоторые наши так называемые оппозиционные российские СМИ с их аморфными названиями в виде «дождей», «эха», «медуз», «ежей», «граней» и всяких «слонов». Понемногу стал терять интерес и к «Дебрям». Не захочешь, а увязнешь в этой всей «протестной» камарилье. И дело тут не только в «глубокомысленном» имени того или иного ресурса. Полагаю, что руководство сайта даст возможность выйти этим моим «рассуждизмам»?
 
Во-вот число уникальных пользователей портала «Дебри-ДВ» перевалит отметку в 18 миллионов человек, количество ежедневных просмотров порой приближается к 20-ти тысячам, а посетителей - к 3-м тысячам. Прошлый год, 10-летия «Дебрей», был как бы юбилейным для этой уникальной и единственной в крае по-настоящему независимой и, увы, по-настоящему оппозиционной редакции, имеющей хабаровскую прописку. Почему «увы», постараюсь разъяснить ниже.
 
Удивительно, что это СМИ в перечне краевых общественно-политических медиа - чуть ли не единственное, кто не кормится из рук городских и краевых властей. У-ди-ви-тель-но. Да еще и позиционирует себя, как межрегиональный дальневосточный ресурс. В наше время это дорогое «удовольствие» во всех смыслах.
 
Понесуха и пустые склоки
 
Выдам задним числом небольшой секрет Полишинеля. Волею обстоятельств в конце минувшего года, когда руководство портала моталось в полуторамесячной исторической командировке на Чукотку и Камчатку, мне пришлось «присматривать» в качестве редактора за информационным наполнением ресурса. Поэтому, наверное, имею право высказать несколько замечаний в свой адрес и в адрес «Дебрей».
 
Честно скажу, от ноябрьского редакторства у меня чуть крыша не поехала после ежедневно перечитываемой так называемой «проблемной» журналистики. Может, в связи с ворчливым возрастом, а, может, от регулярного скандального контента, но я переругался даже с некоторыми авторами из соседнего региона, хотя и несколько новых в это время пришло из других дальневосточных субъектов. Тоже «протестные», забодай их комар.
 
А про комментарии, которые ежеминутно приходилось читать, уж и говорить не хочется, сплошной поток сознания, понесуха и пустые склоки за исключением мнений нескольких постоянных толковых читателей, включая многочисленную орду регулярно «пасущихся» на сайте, как коровушки на лужке, чиновников-тихушников, на которых тут же набрасывались тролли-анонимы. Иной раз создавалось впечатление, что чиновники и другие «знающие» как бы работают штатными комментаторами «Дебрей».
 
К некоторым особо «острым» публикациям порой число комментариев зашкаливало за сотню. Не унимались в задиристом экстазе склочники и тогда, когда материал «уходил» с главной страницы. При этом большинство читателей почему-то страстно ненавидят губернатора Шпорта и… , как ни странно, президента Владимира Путина. Будто безымянные рабы восстали против своих хозяев.
 
Это тоже удивительно по отношению именно к главе государства, ведь, насколько я знаю, «Дебри» ни разу не позволяли себе критически отозваться о ВВП, коему редакция портала, включая и автора этих строк, практически в полном составе даже предложила присвоить звание Героя России за возврат Крыма. Пришлось по этому поводу мне давать интервью другому независимому и оппозиционному СМИ - радиостанции «Эхо Москвы». Как нас только не поливали после этого российские «протестные» медиа, называя по всякому. Самой «доброй» характеристикой было - «лизоблюды».
 
Инфлюэнция на чернуху
 
В ходе своего временного пребывания в должности редактора я даже внес уехавшему руководству «Дебрей» предложение - ввести именную регистрацию пользователей портала, примерно так, как в социальных сетях, желательно с фотографиями владельцев аккаунтов. Тогда, дескать, комменты будут по существу и более конструктивными. И тут же получил несколько саркастических и злобных замечаний от неутомимых анонимов-комментаторов.
 
И пока начальство было в отъезде, я-таки совершил своеобразную «антидебринскую» информационную диверсию. Стал активно публиковать позитивные материалы о крае и дальневосточной столице. Пустили старого козла в огород.
 
Признаюсь, чернуха так достала, что голова беспрестанно болела, как при хронической инфлюэнции. К тому же, мне с определенных времен стали чем-то нравиться заметки, которые, к примеру, готовят сотрудники губернаторской и мэрской пресс-служб, многих сотрудников которых знаю лично и отношусь к ним с искренним уважением.
 
Делаются эти заметки нынче по всем законам журналистики, пусть даже и придворной, но от этого не менее сложной. Там всегда есть инфоповод, конкретика, мнения отраслевых спикеров и прочие атрибуты оперативного жанра. Чего не скажешь о пресс-релизах десятков других ведомств, рассылающих свой «мыльный» рекламный спам во все ведущие медиа Дальнего Востока.
 
Б-г мой, что тут началось после моей, как выяснилось, благоглупой «диверсии». В комментариях к позитивным материалам не было ни одного доброго слова о героях заметок и поднимаемых темах, а напротив критический настрой аудитории вдруг резко усилился, будто у психопата отобрали любимую игрушку.
 
Стали появляться реплики, мол, читать на «Дебрях» нечего, сплошной позитив. И даже посещаемость, как я заметил, снизилась. Точно - диверсия, за которую меня вполне можно пнуть пинком из редакционного совета оппозиционного ресурса.
 
Чернышов вымарал Пронякина
 
Когда много лет назад я давал свое согласие войти в состав этого самого редакционного совета «Дебрей» на общественных началах, то портал был еще не средством массовой информации, а дальневосточным электронным архивом. Большая часть страниц этого ресурса была посвящена истории и культуре региона, активному краеведению.
 
Эти темы с некоторых пор мне не безразличны, к тому же много лет на правительственной радиостанции «Восток России» я веду еженедельную историческую программу «Реверс», слоган которой «Мы живем не только днем сегодняшним, но и вчерашним, чтобы заглянуть в будущее».
 
Кстати, и директор-учредитель сайта Константин Пронякин по профильному образованию историк. Это он вернул Хабаровску и Дальнему Востоку незаслуженно забытое имя летчика-челюскинца Александра Светогорова и даже написал о нем небольшую книжку с историческим фотоальбомом. Это он вместе с краеведами и следователями ездил в 2015 году к месту гибели самолета «Савоя-55».
 
Это он собрал кипу уникальных фактов о Светогорове и архивных документов, которые могут лечь в основу целой диссертации. Это благодаря публикациям Пронякина летом прошлого года на Матвеевском кладбище с торжественными воинскими почестями захоронили останки летчика и его экипажа.
 
Это Пронякин создал в российской «Википедии» немало эксклюзивных страниц, посвященных дальневосточным деятелям культуры. Разве это не является «культурно-историческим» продвижением Хабаровского края в мировой паутине и в национальной электронной энциклопедии?
 
Именно за этот огромный труд по восстановлению исторической справедливости новая председательша хабаровского отделения Союза журналистов Ксения Исаева намеревалась представить в этом году Константина Пронякина к получению звания «Золотое перо», вручаемое ежегодно журналистам края в день печати. Костя это по праву заслужил. Хотели обстряпать дельце, пока Пронякин был на Чукотке и открывал очередную мемориальную доску все тому же Александру Светогорову.
 
Зная, как сторонятся «Дебрей» чиновники краевого информационного главка и комитета по печати, я даже обратился с просьбой к бывшему главе компечати, а ныне главреду газеты «Молодой дальневосточник - 21-й век» Владимиру Чернышову с просьбой поддержать хотя бы неформально кандидатуру Пронякина. Тот вроде как согласился, поскольку до сих пор вхож в краевые коридоры власти, несмотря на скандальное увольнение.
 
Но по каким-то причинам Константин Анатольевич отказался баллотироваться в «золотые» претенденты. А позднее и Владимир Сергеевич Чернышов на деле показал, как на самом деле он относится к директору «Дебрей». Примерно также, как и большая часть чиновников. В недавней публикации «МД» об Александре Светогорове фамилия Пронякина была тщательно вымарана. Это уже, на мой взгляд, обыкновенное свинство.
 
Во времена «Дебрей»
 
Много лет назад, входя в редсовет «Дебрей», я наивно полагал, что базовым контентом ресурса будет культурно-исторический. Честно говоря, за долгие годы работы в СМИ после ухода из военной журналистики четверть века назад надоело с упрямством маньяка постоянно оппонировать краевым властям - толку от этого, как с козла молока. Тем более, у чиновников выработался за время гласности стойкий иммунитет к критике и они давно живут по принципу: Васька слушает, да ест.
 
Но, увы, буквально за несколько лет стержневым наполнителем «Дебрей» стали материалы, критикующие чиновников разного уровня. Именно эта тематика все больше и больше поглощает аудиторию «исторического» сайта, затмевая при этом толковые и серьезные краеведческие публикации, которых, к счастью, еще немало выходит.
 
К примеру, я запоем читаю свежий николаевский сериал Юрия Жокотова «Во времена Тряпицына». Но вот создается впечатление, что толковые краеведы, могущие стать профессиональными экспертами, поуходили с сайта. Даже по огромному числу комментариев к политико-чиновной тематике в сравнении с исторической видно, какова нынче базовая аудитория портала.
 
Иногда, просматривая мельком «критические» публикации, думаю, а ведь популярный сайт невольно и рекламирует чиновников, критикуя их.
 
Ну кто бы знал в крае, допустим, какого-нибудь главу небольшого района, к которому не попасть на прием, и который почему-то летает в Москву бизнес-классом, если бы о нем регулярно не высказывались «Дебри»?
 
Кто бы знал безвестного детского омбудсмена Виктора Марценко или «глубокомысленного» инденданта Аркадия Мкртычева?
 
Да и зачем людям знать эту серую и безликую чиновную массу, боящуюся потерять теплое кресло? Кто она, эта масса, писатели, артисты или поп-звезды? Без популярных «Дебрей», как помидоры без дождичка, или как медузы, выброшенные на берег, вся эта чиновная куча засохла бы. А с «Дебрями» они хоть чем-то оправдывают свое существование.
 
На огонек к чиновникам, как сумасшедший
 
Как-то случайно однажды стал свидетелем разговора двух средней руки чиновников, об одном из которых критически отозвался портал. Другой его мазохистски успокаивал, мол, если тебя «полоскают» на «Дебрях», значит, ты хорошо работаешь и не держишь камень за пазухой, собираясь его кинуть или в губернатора или в мэра.
 
А дальше, «мудрый» увещеватель как бы рассмотрел эфемерную подоплеку, дескать, исторические и другие материалы на сайте - только ширма для невидимых кукловодов «Дебрей» - тайных и злобных противников ныне действующей власти. Прозвучала грубая фраза что-то типа «сливного бачка». Пришлось вмешаться в этот разговор и защитить «Дебри» от оскорблений столь «знающих» товарищей.
 
А про себя подумал, на каждый роток не накинешь платок, и ведь так, наверное, думают многие чиновники, прикрывая свои ошибки и даже серьезные правонарушения? Обидно стало за редакцию и ее изначально порушенный «исторический» смысл. А еще обиднее писать, когда знаешь, что твоя основная аудитория - пугливое чиновничество и прочий придворный люд. Но, как говорится, за что боролись?
 
Недавно в одной из соцсетей я рассказал, как в минувший день печати, 13 января, первый раз краевые чиновники лично пригласили по телефону руководство «Дебрей» на праздничный прием. Директор Константин Пронякин почему-то не пошел, а я со своей бородищей, как Бармалей к Айболиту, заглянул на огонек, посмотреть и вспомнить знаменитое панно художника Геннадия Павлишина из самоцветов, да и на коллег поглядеть оптом.
 
Только зачем-то меня одного, словно сумасшедшего или прокаженного, все время сопровождал высокопоставленный сотрудник краевого комитета по печати Сергей Бовкун. И усадил на приеме с собой рядом и даже на фотографировании рядышком встал.
 
Работники СМИ Хабаровского края на приеме губернатора, по случаю Дня печати. 13.01.2017 г. (нажмите, чтобы увеличить)
Работники СМИ Хабаровского края на приеме губернатора, по случаю Дня печати. 13.01.2017 г.

 
Думали, будто я что-то антиправительственное сделаю, или кому-то вопрос неудобный задам? Или помидор гнилой брошу в какого-нибудь чиновника? Зря думали, ничего я бросать и спрашивать не собирался, тем более, у весьма недалекого заместителя главы правительства региона Аркадия Мкртычева, который заменил губернатора на этих торжествах. Слишком удалены мы от таких чиновников, и слава Б-гу, от греха подальше. Пригласили, и на том респект.
 
Зато «независимый» главред Станислав Глухов, от которого раньше чиновники шарахались, как черти от ладана, сегодня почему-то всегда в первых рядах на таких тусовках, и на приемах, и на дружеском фото, поближе к власти, на всякий случай присоседится.
 
И за банкетным столом многозначительно напротив мэра встанет. Хорошо хоть не уселся для снимка рядом с Мкртычевым и спикером Луговским вместо получателя «Золотого пера» замечательной телевизионной и газетной социальной журналистки Марины Исаковны Семченко.
 
Но придет и его время - усядется, может, в этом году. Поскольку и в этом году Константину Пронякину вряд ли вручат пресловутое «перышко».
 
Закончен трудный, високосный год. Хорошо, что «Дебри» не просто выжили, но и не утратили ни де-юре, ни де-факто, свою независимость, как утратили ее многие хабаровские медиа, с готовностью наркоманов подсевшие на сибсидиарную чиновную иглу. Вот пусть они и пишут для своих «благодетелей», не кусать же руку, дающую косточку, как псам неблагодарным.
 
А «Дебрям», на мой взгляд, не помешало бы активно расширить и изменить аудиторию, при этом не давая чиновничеству шансов читать критические заметки про себя любимых. Говорят, некоторые из них, самые «продвинутые», даже интриги плетут на основе «дебринских» публикаций.
 
Но, к сожалению, наступил «революционный» 17-й, грозящий политическими пертурбациями в том числе и на Дальнем Востоке.
 
Боюсь, что умные и активные «Дебри-ДВ» не останутся в стороне от этих процессов. Мне лично эти «процессы» давно и сильно обрыдли. С весны до осени я спасаюсь от них даче, а вот зимой приходится их наблюдать воочию. Как я сказал в начале материала, не захочешь, а все-равно увязнешь, как майский жук в навозе.
 
А вообще-то, перефразируя известную поговорку про людей и лошадей, чем больше я узнаю настоящее, тем больше хочется заглянуть в прошлое.
 
Андрей Мирмович